Дорожное строительство, Статьи

Организация и обеспечение безопасности дорожного движения

7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

7.1. Общие положения

7.1.1. В соответствии с Федеральным Законом РФ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.

7.1.2. Реализация мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляется на основе их планирования в рамках федеральных, региональных и отраслевых программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

Планирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляется в порядке, предусмотренном действующими техническими и правовыми документами, регламентирующими разработку, согласование и утверждение: программ по обеспечению безопасности дорожного движения, программ дорожных работ по совершенствованию и развитию дорожной сети, инвестиций в автомобильные дороги, проектной документации, планов работ по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

7.1.3. Эксплуатационное состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяться актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

7.1.4. Мероприятия по организации дорожного движения направлены на повышение его безопасности и пропускной способности дорог на основе разработки проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

7.1.5. Перечень работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении ремонтных работ и содержании дорог регламентируется «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования».

7.1.6. При проведении ремонтных работ организация, проводящая работы, принимают необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения. На участках проведения работ (до их начала) устанавливают временные дорожные знаки, сигнальные фонари, ограждающие и направляющие устройства, делают временную разметку проезжей части, а в необходимых случаях устраивают объезд ремонтируемого участка. Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней. Установку технических средств организации движения производят в соответствии с ВСН 37-84 . В случае, если ни одна из типовых схем, приведенных в указанной выше «Инструкции», не соответствует условиям проведения работ и организации движения транспортных средств составляют индивидуальную схему организации дорожного движения.

Схемы организации движения, ограждения мест работ и сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД.

7.1.7. Временные дорожные знаки, устанавливаемые в местах проведения работ, должны соответствовать ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные», а условия их применения — ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».

7.1.8. Для обеспечения видимости границ места проведения работ в темное время суток ограждающие устройства, применяемые на неосвещенных участках дорог, оборудуются световозвращающими элементами размером 5 х 5 см, а на автомагистралях — размером 10?10 см, размещаемыми в верхней части ограждений через 0,5 м.

Опасные места (траншеи, котлованы, ямы размером 0,1 м и более) необходимо оградить барьерными или парапетными ограждениями, а также обозначить сигнальными фонарями. Сигнальные фонари и светвозвращающие элементы выполняются быть красным цветом.

7.1.9. Дорожные машины и крупногабаритное оборудование, находящееся в зоне работ, окрашиваются в соответствии с ОСТ 218.011-99

Если работы в темное время суток не производятся, дорожные машины и оборудование следует убирать за пределы земляного полотна. В случае невозможности выполнения этого положения, дорожные машины ограждаются с обеих сторон барьерами с сигнальными фонарями желтого цвета, зажигаемыми с наступлением темноты.

7.2. Капитальный ремонт

7.2.1. При капитальном ремонте автомобильных дорог осуществляют строительство недостающих автобусных остановок и площадок отдыха, а также ремонт уже существующих с обустройством их необходимыми элементами.

7.2.2. В местах автобусных остановок устраивают дополнительную полосу шириной, равной ширине основной полосы движения, длиной — в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м.

На дорогах I-IV категорий на автобусных остановках с обеих сторон устраивают переходно-скоростные полосы. Дорожная одежда на них принимается равнопрочной одежде основных полос движения.

7.2.3. На автобусных остановках устраивают посадочные площадки с автопавильоном. Ширину посадочной площадки принимают не менее 2 м, длину — не менее длины дополнительной полосы для остановки автобуса.

7.2.4. На дорогах I-IV категорий посадочные площадки и подходы к ним устраиваются с твердым покрытием.

Выбор типов покрытия посадочных площадок, тротуаров пешеходных дорожек выполняют с учетом климатических и грунтово-геологических условий.

7.2.5. Заездной карман для автобусов устраивают при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог, когда переходно-скоростная полоса одновременно используется как автобусами, так и другими транспортными средствами, въезжающими на дорогу. Длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.

Дорожную одежду на заездных карманах предусматривают равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения.

7.2.6. Отделение дополнительной полосы и переходно-скоростных полос по всей их длине от основных полос движения на дорогах I-III категорий выполняют с помощью разделительной полосы, обозначаемой разметкой по ГОСТ Р 51256-99.

Ширина разделительных полос для дорог I и II категории должна составлять 0,75 м, а для дорог III категории — 0,5 м.

7.2.7. Тротуары и пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пешеходов от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек.

Ширину тротуаров или пешеходных дорожек принимают не менее 1,5 м.

7.2.8. Между автобусными остановками встречных направлений движения устраивают пешеходный переход. Пешеходные переходы в разных уровнях (надземные и подземные) устраивают на дорогах I и Iб категории при интенсивности пешеходного движения 100 чел/ч и более и на дорогах II категории при интенсивности 250 чел/ч и более в соответствии с проектом на капитальный ремонт участка дороги.

Ширину наземного пешеходного перехода устанавливают с учетом интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пешеходов в час, но не менее 4 м.

Пешеходные переходы оборудуют техническими средствами организации движения.

7.2.9. Для укрытия пассажиров от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.) на остановках устраивают павильоны.

Установка павильона только с одной стороны дороги допускается на дорогах IV и V категорий.

Конструкцию павильона выбирают в зависимости от климатических условий района размещения автобусной остановки, а размер — с учетом количества одновременно находящихся в час пик на автобусной остановке пассажиров из расчета 4 чел/м2.

Автобусные остановки на дорогах I-III категорий оборудуют туалетом. Туалет размещают на расстоянии не менее 10 м от павильона. Подход к туалету организуют по пешеходной дорожке шириной не менее 1 м.

7.2.10. Автобусная остановка оборудуется дорожными знаками, разметкой и ограждениями в соответствии с действующими документами. Автобусные остановки на дорогах I-III категорий, находящиеся в пределах населенных пунктов, оборудуются искусственным освещением, соответствующим действующим СНиП.

7.2.11. Для кратковременного отдыха водителей и пассажиров устраивают площадки отдыха с туалетом и контейнерами для сбора мусора.

7.2.12. Переходно-скоростные полосы предусматривают на: пересечениях и примыканиях в одном уровне на дорогах I-III категорий; на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий — при интенсивности 200 прив. ед/сут и более.

На транспортных развязках в разных уровнях переходно-скоростные полосы являются обязательным элементом независимо от интенсивности движения.

Переходно-скоростные полосы на дорогах I-IV категорий предусматривают в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах I-III категорий также у автозаправочных станций и площадок для отдыха.

У постов дорожно-патрульной службы ГИБДД, милиции и пунктов контроля международных автомобильных перевозок для остановки автомобилей устраивают дополнительную полосу. Длину дополнительной полосы и ее обустройство определяют проектом.

7.2.13. Переходно-скоростные полосы для лево-поворотных съездов дорог I и II категорий транспортных развязок типа „клеверный лист» следует принимать в виде единых по длине полос для смежных съездов, включая участок путепровода.

7.2.14. Ширину переходно-скоростных полос принимают равной ширине основных полос проезжей части.

7.2.15. Переходно-скоростные полосы в зоне пересечений и примыканий перед сопрягающимися кривыми и в местах автобусных остановок на дорогах 1- III категорий за пределами остановочных площадок на длине 20 м отделяют от основных полос движения разделительной полосой шириной 0,75 м для дорог I и II категорий и 0,5 м для дорог III категории. Разделительные полосы устраивают в одном уровне с прилегающими полосами движения и выделяют разметкой.

Полосы торможения для левых поворотов на пересечениях и примыканиях в одном уровне дорог II и III категорий рекомендуется предусматривать с устройством направляющих островков, располагаемых в одном уровне с прилегающими полосами и выделяемых разметкой.

7.2.16. На подъемах при смешанном составе транспортного потока на участках дорог II категории, при интенсивности движения свыше 4000 прив. ед/сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) и дорог III категории при продольном уклоне более 30 %о и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40 %о — при длине участка свыше 0,5 км для грузового движения устраивают дополнительные полосы движения.

Ширину дополнительной полосы движения принимают равной 3,5 м на всем протяжении подъема.

Протяженность дополнительной полосы за подъемом принимают по таблице. 7.1.

Таблица 7.1

Интенсивность движения в сторону подъема, прив. ед/сут

4000

5000

6500

8000 и более

Общая протяженность полосы за пределами подъема, м

50

100

150

200

Переход к уширенной проезжей части следует осуществляют на участке длиной 60 м.

7.2.17. На участках дорог в горной местности с затяжными подъемами и с уклонами более 60 ‰ следует включать участки с уменьшенными продольными уклонами (20 ‰ и менее) или площадки для остановки автомобилей.

Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но не менее чем на 3-5 грузовых автомобилей.

Независимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50 ‰, рекомендуется предусматривать противоаварийные съезды «карманы», которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.

7.2.18. Для обеспечения безопасности дорожного движения пешеходные дорожки или тротуары устраивают на дорогах всех категорий, проходящих через населенные пункты, а также на подходах к ним от автобусных остановок, мест приложения труда, отдыха и торговли независимо от количества пешеходов.

7.2.19. Тротуары располагают с двух сторон дороги. Расположение тротуара с одной стороны дороги допускается только при односторонней застройке.

7.2.20. В населенных пунктах городского типа вдоль тротуара рекомендуется устраивать пешеходные ограждения или посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Кустарник не должен ограничивать боковую видимость.

7.2.21. Велосипедные дорожки устраивают вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог на участках, где интенсивность движения достигает не менее 4000 прив. ед/сут, а интенсивность велосипедного движения или мопедов за первые пять лет эксплуатации дорог будет достигать в одном направлении 200 велосипедов (мопедов) и более за 30 мин при самом интенсивном движении или 1000 единиц в сутки.

В отдельных случаях (в сельских населенных пунктах) такие дорожки могут быть совмещены с пешеходным движением.

Велосипедные дорожки, как правило, надлежит устраивать для одностороннего движения шириной не менее 2,2 м на самостоятельном земляном полотне, у подошвы насыпей или за пределами откосов выемок, а также на специально устраиваемых бермах (в исключительных случаях — на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части).

Однополосные велосипедные дорожки, как правило, располагют с наветренной стороны дороги (в расчете на господствующие в летний период ветры), а двухполосные — по обеим сторонам дороги.

В стесненных условиях и на подходах к искусственным сооружениям допускается устройство велосипедных дорожек на обочине. В этих случаях обочины отделяют от проезжей части бордюром высотой 0,20-0,25 м, а дорожки располагют на расстоянии не менее 0,75 м от вертикальной грани бордюра.

7.2.22. Покрытия велосипедных дорожек предусматривают из обработанных вяжущими материалов, а также из щебня, гравийного материала, грунтощебня, кирпичного боя, горелых пород и шлака. При отсутствии этих материалов при соответствующем технико-экономическом обосновании — из асфальтобетона и цементобетона.

7.2.23. Пешеходные переходы в крупных населенных пунктах устраивают не реже чем через 200-300 м. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов. Необходимо, чтобы пешеходные переходы были расположены вблизи пунктов питания, торговли, медицинских и зрелищных учреждений.

Места пешеходных переходов оборудуются техническими средствами организации движения (дорожными знаками, разметкой, а при необходимости ограждениями и светофорами). Они должны хорошо просматриваться на расстоянии не менее 150 м.

Пешеходные переходы в разных уровнях (надземные и подземные) устраивают на дорогах I категории при интенсивности пешеходного движения 100 чел/ч и более и на дорогах II категории — при интенсивности 250 чел/ч и более.

Ширину наземного пешеходного перехода устанавливают с учетом интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пешеходов в час, но не менее 4 м.

При организации пешеходного перехода на дорогах с разделительной полосой на ней устраивают островок безопасности, ширина которого принимается не менее ширины пешеходного перехода. Поверхность островка приподнимается на 0,2 м над поверхностью проезжей части.

Знак 1.20 «Пешеходный переход» устанавливают при наличии нерегулируемого наземного пешеходного перехода на расстоянии 150-300 м перед ним. На участках дорог, проходщих через населенные пункты, знак устанавливают на расстоянии 50-100 м только перед теми переходами, расстояние видимости которых менее 150 м.

Знаки 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» устанавливают у мест, выделенных для организованного перехода пешеходов через проезжую часть.

Знак 5.16.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.16.2 — слева. На дорогах с разделительной полосой, где каждая из проезжих частей имеет три или более полос движения, знак 5.16.2 устанавливается слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе.

Знаки 5.16.1 и 5.16.2 на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода в сторону приближающихся транспортных средств.

Знаки 5.16.1 и 5.16.2 устанавливают от линии границы перехода в сторону приближающихся к переходу транспортных средств на расстояние более 1 м.

Знаки 5.16.1 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.16.2.

Знаки 5.17.1, 5.17.2 «Подземный пешеходный переход» и 5.17.3, 5.17.4 «Надземный пешеходный переход» устанавливают у лестничных сходов пешеходных тоннелей и мостиков навстречу основным пешеходным потокам.

Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения наземных пешеходных переходов. Тип разметки выбирают в зависимости от ширины пешеходного перехода по ГОСТ Р 51256, а его ширину в зависимости от интенсивности движения пешеходов из расчета 1 м на каждые 500 пешеходов в час, но не менее 4 м.

7.2.24. На участках автомобильных дорог I и II категории в пределах населенных пунктов устанавливают ограждения вдоль тротуаров, а на дорогах I категории дополнительно устанавливают сетку по оси разделительной полосы в целях упорядочения пешеходного движения.

На дорогах I категории пешеходные переходы устраивают в соответствии с проектом на капитальный ремонт участка дороги.

7.2.25. Перепланировку существующих пересечений и примыканий в одном уровне (при необходимости) осуществляют в соответствии с проектом на капитальный ремонт участка дороги с учетом требований СНиП 2.05.02-85, ВСН 25-86, ОС-557-Р.

7.2.26. На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в разных уровнях, имеющих неполную развязку транспортных потоков, при их капитальном ремонте производят достройку недостающих въездов и съездов в соответствии с принятой в проекте очередностью строительства.

7.2.27. Для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также повышения пропускной способности дорог в темное время суток при капитальном ремонте выполняют работы по устройству искусственного освещения.

Детальная разработка технических решений и проектирование искусственного освещения и подводящих линий электропередач, определение их сметной стоимости выполняется в установленном порядке при подготовке инженерных проектов.

7.2.28. Устройство искусственного освещения на автомобильных дорогах предусматривают:

— в населенных пунктах;

— на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут. и более, достигаемой в первые 5 лет эксплуатации;

— на средних и больших мостах (путепроводах);

— в зонах расположения объектов дорожного сервиса;

— на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;

— на железнодорожных переездах;

— в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к ним на расстоянии не менее 150 м от начала тоннеля;

— в пешеходных тоннелях, на лестничных сходах и площадках перед входами в тоннель;

— под путепроводами на дорогах I- III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;

— на автобусных остановках, подземных пешеходных переходах;

— на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток у расположенных вблизи от дороги мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения.

7.2.29. При разработке инженерных проектов на устройство искусственного освещения необходимо:

— предусматривать в пределах полосы отвода освещение территорий объектов дорожного сервиса, остановочных площадок, стоянок автотранспорта и переходно-скоростных полос при заезде-выезде, пешеходных дорожек и тротуаров;

— размещать осветительные установки таким образом, чтобы обеспечивать освещение остановочных пунктов общественного транспорта, пешеходных переходов, подходов к примыкающим дорогам (на расстоянии не менее 300 м от примыкания);

— выявлять и подчеркивать расположение опасных зон (пересечений и примыканий, сужение дорог, пешеходных переходов, автобусных остановок) за счет повышения в этих местах яркости покрытия проезжей части и изменения цветности источников света;

— обеспечивать зрительное ориентирование водителей на трассе за счет рационального размещения опор и светильников, изменения цветности источников света на примыкающих дорогах, ограничения дезориентирующего воздействия огней рекламы, витрин магазинов и охранного освещения объектов, расположенных в полосе отвода дороги;

— не допускать резкого изменения освещенности перед сложными и опасными участками дорог, чередования освещенных и неосвещенных зон, предусматривая непрерывное освещение при расположении освещенных участков дорог на расстоянии 250 м друг от друга;

— добиваться плавного снижения яркости покрытия проезжей части на выезде с освещенного участка на неосвещенный, устраивая переходную зону длиной 50-250 м;

— стремиться использовать такие элементы осветительных установок, которые отвечают требованиям эстетики и не нарушают вид архитектурного ансамбля дороги и расположенных на ней сооружений;

— избегать размещения опор на тех элементах дорог и пересечений, где их установка может явиться причиной дорожно-транспортных происшествий;

— применять опоры, не оказывающие большого сопротивления на срез при наезде на них автомобиля.

Средняя яркость покрытия проезжей части дорог и мостов (путепроводов) вне населенных пунктов принимается:

— 0,8 кд/м2 на дорогах I категории;

— 0,6 кд/м2 на дорогах II категории;

— 0,4 кд/м2 на соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях.

Средняя горизонтальная освещенность обочин принимается не ниже:

— 8 лк на дорогах I категории;

— 6 лк на дорогах II категории;

— 4 лк — на дорогах III категории и соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях;

Опоры светильников устанавливают, как правило, за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. Допускается размещение осветительных опор на разделительной полосе с соблюдением условий защиты их от наезда автомобилей.

7.2.30. При освещении транспортных тоннелей среднюю горизонтальную освещенность дорожного покрытия проезжей части тоннелей длиной более 60 м принимают в дневном режиме по табл. 7.2, а в вечернем и ночном режимах равной 50 лк. При длине тоннеля до 60 м средняя освещенность дорожного покрытия принимается 50 лк во всех режимах.

Таблица 7.2

Длина тоннеля, м

Наличие уклона спуска к порталу

Ориентация въездного портала

Средняя горизонтальная освещенность, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м

5

25

50

75

100

125

150 и более

От 1 до 100

Не учитывается

Любая

750

750

400

150

60

Более 100

Северная

750

750

400

150

75

60

50

Без уклона

Южная

100

1000

550

250

100

60

50

Любая

0

1000

650

350

125

60

50

С уклоном

125

0

Примечание — Ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя.

7.2.31. Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток соответствует не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине принимается по правилам освещения тоннелей.

7.2.32. На паромной переправе в период её работы должна быть обеспечена средняя горизонтальная освещенность не менее 10 лк, а в остальное время не менее 4 лк.

7.2.33. Сооружение технологической связи (радиосвязи, телефонной связи) на магистральных автомобильных дорогах предусматривают для обеспечения работы дорожной службы. На других дорогах технологическую связь предусматривают при наличии специальных требований.

Аварийно-вызывную связь предусматривают на магистральных автомобильных дорогах I категории и дорогах, являющимися международными маршрутами.

7.2.34. При капитальном ремонте участка дороги производят устройство (монтаж) новых и переустройство существующих средств организации дорожного движения в связи с изменением параметров дороги и интенсивности движения. Установку технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений и других средств) выполняют в соответствии с проектом капитального ремонта и утвержденной схемой организации движения.

Конструкции используемых средств и способы их размещения на дороге применяют согласно действующим стандартам.

7.2.35. Устройство систем мониторинга состояния дорог и условий движения, диспетчерского и автоматизированного управления движением с применением дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией, светофоров и систем автоматики и телемеханики выполняют на основе технико-экономических обоснований по проектам, утвержденным в установленном порядке.

7.2.36. Разметку автомобильных дорог, подлежащих капитальному ремонту, производят поэтапно.

На первом этапе, в весенний период, до начала ремонтных работ, наносят разметку материалами, не обладающими высокой износоустойчивостью (краской или тонким слоем термопластика, если до начала проведения капитального ремонта не менее трех месяцев) в соответствии со схемой организации движения на данном участке дороги.

На втором этапе, в период проведения капитального ремонта, наносят временную разметку по измененной схеме организации движения в местах производства дорожных работ. Временная разметка выполняется оранжевым цветом (за исключением линий 1.4, 1.10 и 1.17), а ее параметры принимаются согласно с ГОСТ Р 51256-99. При ее нанесении устранение постоянной разметки не обязательно.

На третьем этапе после окончания дорожных работ восстанавливают постоянную разметку с применением износоустойчивых материалов.

7.3. Ремонт

7.3.1. Установка знаков на автомобильных дорогах производится в соответствии с проектами организации движения, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

Места установки знаков на дорогах принимаются согласно ГОСТ 23457-86.

Установку дополнительных знаков или снятие ранее установленных производят по согласованию с органами ГИБДД.

7.3.2. Дорожные знаки устанавливают и ремонтируют дорожные организации, а на отдельных маршрутах специализированные организации МВД России.

Все знаки, относящиеся к пересечениям и примыканиям (кроме предварительных указателей направлений движения на пересекаемой дороге), устанавливает дорожная организация, обслуживающая дорогу высшей категории, а при их одинаковой категории — организация, обслуживающая дорогу с более высокой интенсивностью движения.

7.3.3. Знаки кратковременного или сезонного действия устанавливают только на тот период, когда они необходимы, и немедленно снимают после устранения причин, вызвавших их установку.

7.3.4. Для обеспечения четкого понимания знаков водителями и исключения случаев их ошибочного толкования на знаке (кроме знаков 5.20.1, 5.20.2, 5.21, 5.27) или его стойке не размещают информацию, не имеющую отношения к дорожному знаку.

Средства наружной рекламы не размещают ближе 10 м от бровки земляного полотна дороги вне населенных пунктов и на расстоянии не менее 5 метров от бровки земляного полотна (бордюрного камня) в населенных пунктах.

7.3.5. Опоры дорожных знаков могут быть выполнены из дерева, железобетона, металлических и асбоцементных труб и других материалов и изделий, обеспечивающих устойчивость знаков при воздействии на них расчетной ветровой нагрузки, мойке знаков ручным и механизированным способом и безопасность при случайных наездах на них транспортных средств. По всей длине дороги опоры знаков выполняют из однородного материала и одинаковой формы. Опоры дорожных знаков и способы размещения знаков на опорах принимают согласно ГОСТ 25458-82 и ГОСТ 25459-82.

7.3.6. При ремонте автомобильной дороги выявляют места, в которых отсутствуют дорожные знаки, включая знаки индивидуального проектирования, предусмотренные утвержденной схемой организации движения (схемой дислокации дорожных знаков).

При незначительных повреждениях (знак развернут по отношению к проектному положению, наклон стойки знака, мелкие повреждения световозвращающей пленки знака, не искажающие его смысла, незначительная деформация щитка знака) знаки ремонтируют на месте.

При повреждениях знаков, которые невозможно устранить на месте, знаки снимают, а на их место устанавливают исправные.

При отсутствии знаков, предусмотренных схемой организации движения, их устанавливают вновь.

7.3.7. При наличии на дороге системы диспетчерского или автоматизированного управления движением (предупреждение о гололеде, система контроля или регулирования скорости движения, предупреждения о заторах и др.) необходимо выявлять неисправные элементы системы (автономные или дистанционно управляемые дорожные знаки, светофоры, датчики, линии связи) и своевременно ремонтировать или заменять их для поддержания системы в рабочем состоянии. При необходимости модернизации системы с дополнением новыми объектами или совершенствовании ее функций в нее могут включаться новые объекты или устанавливаться новое оборудование. Работы по модернизации системы, как правило, выполняют специализированные организации на основе соответствующих проектов.

7.3.8. В процессе эксплуатации дороги, особенно в весенний период, проводят ремонтные работы на остановочных пунктах, на которых появились дефекты в виде колей, разрушений покрытия и бордюрного камня, поломки отдельных элементов автопавильонов и туалетов (разрушение, повреждение стен и перекрытий).

7.3.9. Восстановление подземных пешеходных переходов производят при повреждении ступенек лестниц, поломки лестничных перил, ограждений входов, неисправности электропроводки.

У надземных пешеходных переходов производят ремонт (замену) ступеней, имеющих сколы, поврежденных перил, опор и пролетных строений, потерявших несущую способность, имеющих выбоины и проломы плит.

У наземных пешеходных переходов производят восстановление разметки после ее износа выше допустимых значений и восстанавливают технические средства организации движения, утраченные или поврежденные в процессе эксплуатации.

7.3.10. Ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек производят при их износе (наличии глубоких выбоин, обломов кромок покрытия и других дефектов).

7.3.11. Шумозащитные сооружения на участках дорог, проходящих через населённые пункты, ремонтируют путем замены отдельных элементов секции или путем замены целых секций экрана.

При использовании для защиты от шума полос зеленых насаждений заменяют погибшие деревья.

7.3.12. На кривых в плане радиусом менее 3000 м на дорогах I категории и менее 2000 м на дорогах других категорий при ремонте проезжей части необходимо устраивать односкатный поперечный профиль (вираж), исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей.

7.3.13. В районах с незначительной продолжительностью снежного покрова и редкими случаями гололеда наибольший поперечный уклон проезжей части на виражах допускается принимать не более 100 ‰.

На особо трудных участках по условиям застройки или рельефа местности допускается разработка индивидуальных проектов виражей с переменными поперечными уклонами (типа „ступенчатый вираж») и уширенной проезжей частью дороги. Покрытие обочин должно быть выполнено из связных материалов.

Виражи на многополосных дорогах I категории, как правило, устраивают на проезжей части каждого направления с соответствующим изменением поперечного уклона разделительной полосы.

Поперечный уклон обочин на вираже принимают одинаковым с уклоном проезжей части дороги. Покрытие обочин выполняется из связных материалов.

7.3.14. При ремонте электроосвещения на отдельных участках дорог, мостах, путепроводах и паромных переправах, в тоннелях устраняют повреждения и дефекты опор светильников, разрывы провода и другие неисправности.

7.3.15. В случаях нарушения технологической связи (телеграфной, телетайпной, радиосвязи), сигнально-вызывной связи, неисправности в кабельных сетях принимают меры по восстановлению их работоспособности с привлечением специализированных организаций.

7.3.16. В период проведения ремонтных работ производят нанесение временной разметки, если в месте проведения работ изменена схема организации движения. Временная разметка выполняется оранжевым цветом а ее параметры принимаются согласно ГОСТ Р 51256-99. Постоянную разметку при этом удалять не обязательно. После окончания дорожных работ временная разметка на отремонтированном участке удаляется, а постоянная разметка восстанавливается.

7.4. Содержание

7.4.1. Работы по содержанию знаков выполняют в течение всего года. Дорожные организации ведут постоянный контроль за состоянием дорожных знаков, а также их наличием на дороге в соответствии со схемой дислокации. Знаки очищают от пыли и грязи, в зимний период от налипшего на них снега. Повреждения, имеющиеся на знаке, затрудняющие его восприятие водителями или искажающие смысл знака не допускаются.

Для защиты обратной стороны знаков, их опор и деталей крепления от коррозии их поверхность следует окрашивать. Окраску опор знаков обычно осуществляют в весенний период. Недостающие или поврежденные знаки заменяют или ремонтируют в сроки, определенные ГОСТ Р 50597-93.

7.4.2. Удаление отслужившей разметки (демаркировку) производят на участках автомобильных дорог, на которых изменена схема организации движения, а ее возобновление производят, если ее износ по площади составляет более 25% для разметки, выполненной долговечными материалами, и более 50% — краской. Для линий разметки 1.12-1.16 по ГОСТ Р 51256-99 допускается увеличение на 20% ее предельного разрушения по площади по сравнению с остальными линиями разметки.

Проведение демаркировки в случае устаревшей схемы разметки выполняют в соответствии со схемой демаркировки, которая представляет собой схему существующей разметки с указанием на ней линий, подлежащих удалению, границ и последовательности выполнения работ. При этом границы проведения работ увязывают с новой схемой разметки на данном участке дороги.

При возобновлении изношенной разметки демаркировку не производят, если оставшаяся разметка не будет ухудшать качества вновь наносимой.

7.4.3. Демаркировку прозводят:

— механическим удалением линий дорожной разметки специальными механизмами — демаркировщиками или дорожными фрезами, обеспечивающими требуемое настоящими нормами качество работ;

— удалением линий дорожной разметки с использованием специальных газовых горелок, обеспечивающих выгорание разметочного материала на дорожном покрытии;

— удалением линий дорожной разметки гидравлическим способом;

— закрашиванием линий дорожной разметки красками, совпадающими по цвету с дорожным покрытием (способ временной демаркировки).

7.4.4. При демаркировке линий дорожной разметки допускается срезка асфальтобетонного покрытия на глубину не более 2,0 мм. Оставшиеся после демаркировки элементы дорожной разметки не должны влиять на безопасность движения.

Обязательным требованием при выполнении работ по демаркировке является удаление отходов демаркировки.

7.4.5 Нанесение разметки выполняется на сухое и очищенное от загрязнений покрытие. В случаях необходимости срочного нанесения дорожной разметки на влажное покрытие, его просушивают с использованием специальных газовых линеек-разогревателей, инжекторных газовоздушных горелок или другого специального оборудования.

7.4.6. Поверхность цементобетонных и старых асфальтобетонных покрытий перед нанесением линий дорожной разметки из термопластиков, холодных пластиков и полимерных лент рекомендуется обрабатывать специальными грунтовками для повышения адгезии разметочных материалов к покрытию. На цементобетонных покрытиях при совпадении продольной линии дорожной разметки с продольным швом допускается ее нанесение рядом со швом.

7.4.7. В процессе предварительной разметки на дорожном покрытии фиксируют проектное положение линий и символов дорожной разметки. Предварительную разметку наносят вручную или с использованием специальной аппаратуры, входящей в комплект разметочных машин.

7.4.8. Дорожную разметку наносят в соответствии с требованиями, указанными в паспорте разметочного материала.

7.4.9. При пониженных температурах воздуха дорожную разметку наносят только с применением специальных разметочных материалов и технологий, включающих разогрев и высушивание дорожного покрытия.

7.4.10. Ограждения на автомобильных дорогах устанавливают в случаях, когда другие технические решения по обеспечению безопасности движения (уполаживание откосов насыпей, уменьшение высоты насыпей, удаление на достаточное расстояние от кромки проезжей части массивных препятствий и др.) невозможно осуществить по условиям рельефа, ситуации, экономическим и конструктивным соображениям.

7.4.11. При содержании ограждений на дорогах и искусственных сооружениях выполняют работы по устранению повреждений, замене, а также установке недостающих ограждений и отдельных элементов.

7.4.12. Установку ограждений осуществляют с учетом ГОСТ 23457-86 и других документов.

7.4.13. Направляющие устройства подразделяют на: сигнальные столбики, тумбы с искусственным освещением, направляющие островки и островки безопасности.

Сигнальные столбики и тумбы предназначены для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в темное время суток и при неблагоприятных метеорологических условиях. Высоту сигнальных столбиков и сигнальных тумб назначают в пределах 0,75-0,8м.

Размещение направляющих устройств в виде сигнальных столбиков выполняют в соответствии с ГОСТ Р 50971 и СНиП 2.05.02-85.

Направляющие островки устраивают для разделения движения транспортных потоков по направлениям. Островки приподнимают над проезжей частью на высоту 0,15-0,2 м.

Для выделения на проезжей части зон для остановки пешеходов устраивают островки безопасности.

7.4.14. В обязанности дорожных организаций при содержании направляющих устройств входит:

— установка недостающих направляющих устройств на опасных участках;

— периодическая очистка от пыли, грязи, снежных отложений и льда, устранение появившихся мелких дефектов.

7.4.15. Автобусные остановки, пешеходные переходы, как в одном, так и в разных уровнях, площадки отдыха регулярно (не реже одного раза в неделю) очищают от грязи и мусора.

7.4.16. Размещенные на автобусных остановках и площадках отдыха контейнеры и урны для мусора регулярно очищаются от мусора, не допускается их переполнение и антисанитарное состояние.

Регулярно производят дефикацию размещенных на автобусных остановках и площадках отдыха туалетов.

7.4.17. Источники питьевой воды в виде родников, разборных кранов оборудуют удобными подходами для набора воды. Территорию вокруг источника ежедневно очищают от грязи и мусора.

Раз в квартал вода в источнике подлежит проверке на пригодность для питья. При несоответствии качества воды требованиям санитарно-гигиенических норм для питьевой воды у источника устанавливают предупреждающие плакаты.

7.4.18. При организации объездов разрушенных, подтопляемых, наледных и заносимых участков дорог, временно закрытых для движения мостов устанавливается информация о направлении специально построенного объезда или о маршруте объезда, когда движение организуется по прилегающей сети дорог.

Временные объезды выполняются с параметрами, обеспечивающими движение транспортных средств с массами и габаритами, допустимыми для закрытого участка дороги.

Объезд оборудуется техническими средствами организации дорожного движения (дорожными знаками и разметкой) в соответствии со схемой организации дорожного движения по объезду, согласованной с ГИБДД в установленном порядке.

7.4.19. Сбор данных об интенсивности и составе движения проводится органами управления дорожным хозяйством на учетных пунктах автомобильных дорог.

На международных автомобильных дорогах типа «Е», помимо проводимого ежегодного учета, один раз в пять лет (обычно в годы, оканчивающиеся на 5 и 0 ) проводят учет движения в соответствии с требованиями ЕЭК ООН «Рекомендации для правительства по совместному обследованию дорожного движения и подготовке перечня стандартов и параметров на международных магистралях в Европе в 2000 г.».

7.4.20. Учет движения осуществляют автоматизированным способом с помощью стационарных или передвижных учетных пунктов.

На стационарных учетных пунктах, оборудованных техническими средствами учета, осуществляют круглогодичный сбор данных о движении транспортных средств. На передвижных возможно использование периодического кратковременного учета.

Периодический учет движения проводят каждый сезон. Наблюдения устанавливают в объеме, обеспечивающем получение статистически достоверных сведений о движении в различные часы суток и дни недели.

7.4.21. Учетные пункты располагаются на подходах к крупным административным промышленным центрам, грузо- и пассажирообразующим комплексам, пересечениям и примыканиям. Количество и расположение учетных пунктов вдоль автомобильной дороги определяется на основе уже существующих данных учета движения, а также наличия мест, на которых изменения интенсивности или состава движения достигают 15-20%, а также с учетом необходимости контроля за параметрами движения на данном участке дороги (например, на мостах, путепроводах). При расположении автоматизированных учетных пунктов на участках автомобильных дорог, где имеются стационарные пункты весового контроля, функции последних, по возможности, расширяются с тем, чтобы обеспечить учет интенсивности и состава движения в необходимом объеме.

7.4.22. Учету подлежит все транспортные средства по каждому направлению движения.

Разделение транспортного потока осуществляют не менее, чем на 5 типов в соответствии с рекомендациями Европейской классификации EUR0 6:

— легковые автомобили и небольшие грузовики (фургоны);

— легковые автомобили с прицепом;

— грузовые автомобили, малые автобусы;

— автопоезда;

— автобусы.

7.4.23. В необходимых случаях проводят более детальное деление транспортного потока на 13 типов транспортных средств в соответствии с рекомендациями Европейской классификации EURO 13:

Легковые автомобили, небольшие грузовики (фургоны), другие небольшие автомобили с прицепом и без него

Двухосный грузовик

Трехосный грузовик

Четырехосный грузовик

Двухосный грузовик с прицепом

Трехосный грузовик с прицепом

Автопоезд, 2-х осный тягач с одноосным полуприцепом

Автопоезд, 2-х осный тягач с 2-х осным полуприцепом

Автопоезд, 2-х осный тягач с 3-х осным полуприцепом

Автопоезд, 3-х осный тягач с 1 или 2-х осным полуприцепом

Автопоезд, 3-х осный тягач с 3-х осным полуприцепом

Автобус

Автомобиль с 7-ю и более осями и другие не классифицируемые ТС

7.4.24. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах проводят в соответствии с «Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации».

7.4.25. При проведении учета ДТП необходимо обеспечить:

— достоверность и оперативность получения данных о дорожно-транспортных происшествиях ;

— своевременное обобщение и анализ сведений о дорожно-транспортных происшествиях.

7.4.26. Учет и анализ данных о дорожно-транспортных происшествиях, а также разработка мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения проводятся дорожными организациями совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

7.4.27. При анализе ДТП, в которых дорожные условия были отмечены, как сопутствующиие возникновению ДТП, производят сравнение имеющихся в месте ДТП характеристик дорожных условий с указанными в Правилах учета и анализа ДТП и ГОСТ Р 50597-93

7.4.28. В целях обеспечения достоверности сведений дорожные организации ежемесячно проводят сверку имеющихся данных о ДТП на дорогах, находящихся в их ведении, с данными подразделений ГИБДД. Порядок проведения сверок определяется дорожными организациями по согласованию с руководителями подразделений ГИБДД. Результаты сверки оформляются справкой, заверенной в подразделении ГИБДД, которая хранится в дорожной организации 3 года.

7.4.29. Дорожные организации ведут учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, которым сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, отмеченные в карточке учета ДТП, составляемой сотрудниками ГИБДД, и ДТП с тяжкими последствиями, а также анализ всех ДТП, имевших место на подведомственной сети дорог (участке дороги).

Для каждой из дорог, находящейся в ведении данной организации, учет ведется отдельно.

7.4.30. Учет ДТП в органах управления дорожным хозяйством (упрдоры, управтодоры, дорожные комитеты и др.), ведется на основе данных учета, поступающих ежеквартально от подведомственных дорожных организаций в установленном порядке.

7.4.31. При включении в балансовую стоимость дороги и дорожных сооружений линий электроосвещения и осветительных установок дорожная организация осуществляет их эксплуатацию в соответствии с действующими правилами и соблюдением условий договора на поставку электроэнергии с энергоснабжающей организацией. Необходимые работы по ремонту и обслуживанию электросетей и осветительных установок, требующие специального допуска и оборудования, выполняются по договорам со специализированными организациями. Дорожная организация производит оплату расходов электроэнергии в установленные договором сроки в соответствии с действующими тарифами.

7.4.32. При включении в балансовую стоимость автомобильной дороги и дорожных сооружений линейной телеграфной (телетайпной) или радиосвязи и других средств технологической и сигнально-вызывной связи, кабельной сети, а также светофорных объектов, средств диспетчерского и автоматизированного управления движением, дорожная организация осуществляет их эксплуатацию в соответствии с правилами их эксплуатации, осуществляет их содержание и ремонт. Как правило, ремонт и техническое обслуживание средств связи выполняют специализированные организации по договорам.

7.4.33. Содержание включенных в балансовую стоимость автомобильных дорог и дорожных сооружений пунктов весового контроля, водомерных постов, метеопунктов и систем мониторинга погодных условий и условий движения состоит в контроле правил их эксплуатации, наличия всего комплекса основного и вспомогательного оборудования, своевременном техническом обслуживании оборудования, ремонте или замене, при необходимости, вышедших из строя узлов и приборов.

Имеющиеся на указанных объектах средства измерения регулярно поверяют в соответствии с действующим порядком.

 

Справочный материал по теме: «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования«

 

Back to list