Дорожное строительство, Статьи

Ремонт и содержание земляного полотна и водоотвода

3. РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ВОДООТВОДА

3.1. Основные виды деформаций и разрушений

3.1.1. Земляное полотно является основным элементом автомобильной дороги, определяющим наряду с дорожной одеждой прочность дорожной конструкции и ровность покрытия. Все деформации и разрушения земляного полотна, в основном, определяются видом грунта, степенью его уплотнения, влажностью и их соответствием действующим нагрузкам и погодно-климатическим воздействиям. Пучины, просадки грунтов а, следовательно, и дорожной одежды, сплывы, оплывины, обрушения участков откосов и т.д. являются основными проявлениями их повышенной влажности, а, следовательно, причинами нарушения прочности и устойчивости.

3.1.2. Интенсивному насыщению грунта земляного полотна водой способствует:

— высокий уровень грунтовых вод;

— выход грунтовых вод по склонам вблизи земляного полотна;

— застой воды в боковых канавах, кюветах и резервах;

— наличие на обочине колей и отдельных углублений;

— неправильная и неполная очистка дорог от снега с оставлением на обочинах снежных валов;

— наличие в земляном полотне пылеватых грунтов, обладающих большой высотой капиллярного поднятия воды;

— глубокое промерзание грунтов земляного полотна.

3.1.3. Деформации в рабочем слое проезжей части и на обочинах возникают при явлении доуплотнения грунта, потере им прочности при переувлажнении, особенно в случае возведения насыпи из неоднородных грунтов или в результате пучинообразования (явление комплексного воздействия на пучиноопасный грунт влаги и отрицательной температуры).

3.1.4. Деформации дополнительного уплотнения грунта в зоне проезжей части возникают в виде отдельных просадок покрытия различной площади с плавными очертаниями краев или осадки по всему поперечнику на определенном протяжении дороги. Их образование, как правило, не сопровождается появлением отдельных трещин или сетки трещин, хотя могут быть и исключения при локальных осадках значительной величины.

3.1.5. Образующиеся на покрытии просадки с сеткой трещин, проломы дорожной одежды являются результатом потери грунтом прочности при действии транспортных нагрузок, переувлажнения и пучения грунтов.

3.1.6. Пучинами называют деформации увеличения объема грунта в рабочем слое земляного полотна, проявляющиеся зимой во взбугривании и потере ровности покрытия, а в период оттаивания при проезде автомобилей — в проломах одежды, вызванных снижением прочности переувлажненных грунтов.

3.1.7. Внешними признаками пучинистых мест в зимний период являются неравномерное поднятие участков покрытия, взбугривание отдельных мест или образование группы взбугриваний на покрытии, развитых по площади проезжей части. Значительная часть из них, как правило, имеет сетку трещин, концентрирующуюся у вершины бугров пучения, которые разрушают покрытие на отдельные куски различной величины и формы. В весенний период, после схода снега и оттаивании грунта на пучинистых участках могут появляться влажные пятна, наблюдается иногда выход вместе с водой мелких частиц грунта дренирующего слоя или земляного полотна, а также волнообразные колебания дорожной конструкции при проезде транспортных средств. Эти участки имеют, как правило, пониженную прочность и интенсивно разрушаются.

3.1.8. Деформации неукрепленных или укрепленных несвязными материалами обочин выражаются в образовании колей, ям, часто приводящих к разрушению кромок краевых укрепительных полос или покрытия проезжей части дороги, переувлажнению грунтов рабочего слоя земляного полотна, разрушению прибровочной части обочин. На укрепленных связными материалами обочинах (асфальтобетон, битумогрунт и др.) возникают дефекты, характерные для деформаций покрытий дорожных одежд проезжей части.

3.1.9. Наиболее частой причиной деформаций земляного полотна на слабом основании является потеря его устойчивости. Типичными видами потери устойчивости является выпор (смещение отдельных блоков массива основания с частью насыпи по определенной поверхности скольжения), выдавливание грунта основания насыпи (пластическое течение грунта). В результате выдавливания поверхность насыпи резко деформируется, приобретая вогнутый корытообразный профиль, иногда с образованием продольных трещин и провалов средней части.

3.1.10. В процессе эксплуатации дороги на откосах насыпи (выемки) может иметь место оползневой сдвиг (поперечное или продольное смещение объема насыпи, выемки и части основания по поверхности скольжения), расползание насыпи (результат использования при строительстве без специальных мероприятий переувлажненных грунтов, несоблюдения требований по уплотнению грунтов, повышенного капиллярного увлажнения).

3.1.11. Нарушения местной устойчивости откосов характеризуются смещением отдельных участков поверхности откосов. Это — деформации локального характера (сплывы, оплывины, эрозия, суффозия и т.д.), хотя иногда они могут охватывать и достаточно большие площади.

3.1.12. Подтопляемые откосы имеют, как правило, укрепления. Их деформация (разрушение) определяется прочностью и устойчивостью конструкций укрепления, интенсивностью воздействия агрессивных факторов, специфичных для подтопляемых откосов. К их числу, прежде всего, относятся: высота, частота и длительность подтопления, волновые нагрузки, скорость течения вдоль насыпи, ледоход, припай льда и др. Вместе с этим вне зависимости от вида укрепления могут иметь место размывы оснований (подошвы откосов) насыпей течением водного потока в зависимости от его скорости и объема перемещаемой воды.

3.1.13. Откосы участков дорог, проходящих в горной местности, особенно представленные выветрелыми горными породами, имеющими значительную трещиноватость, параллельную оси дороги кливажность, характеризуются потенциальной склонностью, а иногда и фактическим проявлением опасных обвалов, камнепадов и осыпей с перемещением породы различных объемов на проезжую часть дороги.

3.1.14. Деформации неукрепленных или укрепленных травосеянием водоотводных сооружений выражаются в нарушении их поперечного и продольного профиля (сплывы откосов, размыв канав, изломы продольного профиля, пучинообразное изменение профиля и т.д.).

3.1.15. Для укрепленных асфальтобетоном водоотводных сооружений характерны деформации в виде образования в слоях укрепления трещин, отдельных выбоин или системы трещин и выбоин, в т.ч. со смещением слоев укрепления, изменение профиля в результате образования пучин или просадок. Для слоев укрепления из монолитного цементобетона характерны деформации в виде отдельных трещин или системы трещин, шелушения бетона сплошного или на отдельных участках, отдельные сколы и обломы, разрушения швов и материала их заполнения, изменения профиля в результате образования пучин. Для укрепления сборными цементобетонными элементами — дополнительно перекос плит или других элементов при их просадке или пучении.

3.1.16. Возникающие в процессе эксплуатации неисправности дренажей могут быть в виде:

— механических повреждений труб, смотровых колодцев, выпусков (разрушение дренажных труб, выпусков, смотровых колодцев);

— нарушений конструктивной целостности дренажа (взаимное смещение дренажных труб);

— закупорки трубопровода (элементами дренируемого материала, грунта сооружения, мелкими животными).

3.1.17. Заполнение дренажной траншеи крупным щебнем или камнем без применения геосинтетических материалов может вызвать их заиление. К аналогичным результатам приводит и назначение неоправданно больших размеров водоприемных отверстий в дренажном трубопроводе из керамических труб, а также произвольное назначение размеров пор в трубофильтрах.

3.1.18. Ремонт и содержание земляного полотна, дренажных и водоотводных сооружений осуществляют согласно действующих нормативно-технических документов, проектно-сметной документации на определенные виды работ и положений настоящих «Правил».

3.1.19. Состав и объемы работ определяются на основе материалов осмотров и диагностики соответствующих конструктивных элементов, а также положений «Классификации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования». При выполнении на стадиях капитального ремонта и ремонта работ аналогичного вида подразумевается, что при капитальном ремонте выполняются работы при значительно большем их объеме.

3.2. Капитальный ремонт земляного полотна и водоотвода

Земляное полотно

3.2.1. При изменении плана и продольного профиля дороги с доведением параметров до норм, соответствующих установленной категории, работы по устройству земляного полотна выполняют согласно проекта на капитальный ремонт. Чтобы создать устойчивые конструкции, не подверженные просадкам, деформациям пучинообразований, оползневым явлениям, обрушениям, сплывам и другим видам разрушений при проектировании следует учесть опыт эксплуатации дороги в местных климатических и грунтово-гидрологических условиях.

3.2.2. При изменении продольного профиля насыпи земляные работы выполняют после удаления и складирования материала дорожной одежды для возможного дальнейшего использования. При смягчении продольного уклона дороги в выемке последовательно выполняют работы по ее уширению вверху, удалению дорожной одежды, уширению выемки в нижней части и углублению.

3.2.3. В условиях систематического подтопления насыпи при разливах рек и таянии снежных отложений, насыпях повышенной снегозаносимости в зимний период на длительных по протяженности участках дороги, обширных и систематических образованиях пучин осуществляют поднятие их высотных отметок. Одновременно для улучшения условий снегопереноса, повышения устойчивости может потребоваться и выполнение работ по уполаживанию откосов.

3.2.4. При поднятии высотных отметок насыпей происходит и их уширение. При выполнении работ по уширению с участков боковых резервов, подлежащих засыпке, обочин и откосов удаляют растительный грунт. При соответствующем технико-экономическом обосновании подлежит удалению также и дорожная одежда, особенно в случаях, если материалы по своему качеству могут быть повторно использованы.

3.2.5. Одновременно с уширением насыпи при поднятии ее высотных отметок, при устройстве переходно-скоростных полос на пересечениях и примыканиях, съездах и подъездах к площадкам остановки, стоянки автомобилей, отдыха, дополнительных полос проезжей части дороги для грузового движения выполняют работы по сохранению или улучшению работоспособности дренирующего слоя.

3.2.6. Уширение насыпи производят послойно от основания с обязательной нарезкой на откосах уширяемой насыпи уступов или штроб для предотвращения сползания грунта с учетом его вида, высотных отметок и поперечного профиля, местных климатических и гидрологических условий. При выполнении работ по уширению применяют грунты, пригодные по своим показателям для укладки в насыпь уширения. На участках, где отмечены пучины, следует устранить причины их образования и использовать для уширения только дренирующие грунты.

3.2.7. Использование при уширении или поднятии высотных отметок насыпи местных материалов и грунтов особых разновидностей (крупнообломочные, галечниковые и гравелистые, золы, шлаки и т.д.) следует обосновать технико-экономическими расчетами.

3.2.8. Для обеспечения равнопрочности уширенной насыпи выполняют уплотнение грунтов уширяемой части до значений Ку ? 1,0, усиление ее различными армирующими прослойками из геосинтетических материалов, сеток, георешеток (особенно контактной зоны) и т.д. При уширении насыпи в условиях залегания в основании уширяемой части слабых грунтов осуществляют их осушение, при возможности выторфовывание с последующим армированием различными прослойками из геосинтетических материалов, георешеток и др.

3.2.9. При высоком уровне грунтовых вод, значительном увлажнении грунтов насыпи и, как следствие, ее деформациях и разрушениях осуществляют замену грунта рабочего слоя на глубину промерзания дренирующими грунтами, включают при необходимости армирующие, гидроизолирующие или дренирующие прослойки из различных геосинтетических материалов, обеспечивающие осушение земляного полотна, повышение прочности или защиту грунтов рабочего слоя от переувлажнения поверхностными или грунтовыми водами, выполняют замену материала морозозащитного слоя или осуществляют его устройство вновь (при его отсутствии).

3.2.10. На сооружаемых на стадии капитального ремонта пересечениях и примыканиях, площадках для остановки и стоянки автомобилей, в других местах, оговариваемых «Классификацией», при капитальном ремонте дороги земляное полотно и водоотвод выполняются в соответствии с проектом на капитальный ремонт, нормами СНиП 2.05.02-85.

3.2.11. Чтобы правильно назначить противопучинные мероприятия, рекомендуется на пучинистых участках организовать постоянное наблюдение. При осмотре и регистрации пучинистых участков устанавливают:

— местоположение участков (с нанесением их на линейный график дороги);

— протяженность каждого пучинистого участка;

— время вскрытия и затухания пучин;

— состояние земляного полотна, покрытия и водоотводных устройств в пределах пучинистого участка с указанием характера и степени разрушения;

— рельеф местности, грунты земляного полотна, толщину отдельных слоев дорожной одежды, изменение уровня грунтовых вод в различные периоды года, глубину промерзания;

— поперечный профиль дороги с указанием уклонов обочин и откосов;

— способы зимнего содержания, интенсивность и состав движения, применявшиеся ранее эксплуатационные мероприятия по борьбе с пучинами.

3.2.12. Ликвидацию пучин выполняют путем частичной или полной замены грунта рабочего слоя, его укрепления различными материалами, дренирования согласно положений нормативных документов на эти виды работ с последующим проведением мероприятий по предупреждению появления пучин. К числу этих мероприятий относятся увеличение высотных отметок насыпи, полная или частичная замена материала дренирующего слоя, замена или увеличение толщины морозозащитного слоя, применение геосинтетических теплоизолирующих материалов.

3.2.13. На участках, сложенных лессовыми, набухающими и просадочными грунтами, где отмечаются систематическое пучение или просадки грунтов, производят замену пучинистых грунтов непучинистыми на глубину промерзания, характерную для условий ремонтируемого участка, применяют решения по эффективному осушению грунтов.

3.2.14. При увеличении высотных отметок насыпи выполняют работы по устройству капилляропрерывающих, водонепроницаемых, теплоизолирующих, защитных и других прослоек в зависимости от их необходимости, в том числе с использованием рулонных геосинтетических материалов.

3.2.15. Ликвидацию деформаций откосов в виде оползней со смещением значительных объемов грунта, обрушений и других разрушений, характерных для потери общей устойчивости, выполняют по специальным проектам, особенно, если разрушения затронули проезжую часть дороги. Для этого используются решения в виде уположения откосов, устройства грунтовых упорных берм, подпорных стенок, в т.ч. сооружаемых с использованием габионов каркасного типа, галерей и других удерживающих сооружений. На месте отмеченных разрушений, прежде всего, выполняют работы по обеспечению пропуска по дороге транспортных средств и недопущения дальнейшего разрушения насыпи (выемки).

3.2.16. При сплывах грунта поверхности откосов высоких насыпей и глубоких выемок целесообразно уположение откосов, использовать такие методы повышения их устойчивости, как закрепление грунтов, устройство защитных экранов из различных решетчатых конструкций, заполненных щебнем или грунтом, осушение грунта земляного полотна, организация сброса поверхностных вод с проезжей части, обочин и др.

3.2.17. На участках дорог, на которых отсутствует, но по результатам обследования отмечена возможность образования значительных деформаций в виде обрушений, оползней и др., необходимо предусматривать различные предупреждающие мероприятия, в том числе повышение сцепления оползневой массы с ложем оползня с помощью шпон, свай, столбов, цементацию оползневых склонов и укрепление подошвы оползней устройством подпорных стенок, контрфорсов и других сооружений удерживающего вида.

3.2.18. На участках дорог, проходящих в горной местности, откосы которых сложены неустойчивыми горными породами (наличие камнепадов, осыпей, обвалов) необходимо выполнить работы по их раскрытию с уменьшением крутизны, выполнить работы по искусственному обрушению отдельных зон, выступов с целью выравнивания поверхности и ликвидации потенциально обвальных мест. Все неустойчивые участки откосов рекомендуется покрывать металлической (пластиковой) сеткой с закреплением ее по контуру анкерами, укрепленными в скальном грунте.

3.2.19. При капитальном ремонте на основе проектов могут сооружаться подъездные пути и дороги к различным объектам обеспечения работ материалами, площадки для складирования материалов, временные объезды ремонтируемых участков и другие объекты обеспечения работ.

3.2.20. После проведения работ по капитальному ремонту участки земель, использованные под устройство временных дорог, подъездов, объездных путей, площадок для складирования грунта и материалов, устройства временных сооружений и т.д. должны быть рекультивированы.

Водоотвод

.2.21. Работы по возведению и переустройству водоотводных и дренажных сооружений при изменении плана и профиля дороги, уширении насыпи, переустройству и возведению вновь пересечений и примыканий автомобильных дорог выполняют согласно проекта на капитальный ремонт.

3.2.22. При сильном увлажнении грунтов земляного полотна, недостаточной эффективности работы дренирующего слоя дорожной конструкции обеспечение (повышение) ее прочности при капитальном ремонте обеспечивают также путем осушения грунта устройством прикромочного, подкюветного продольного дренажа и других сооружений водоотвода и дренирования грунтов.

3.2.23. Для предохранения земляного полотна от размывов и разрушений на участках с большим продольным уклоном и в местах перехода глубоких выемок в насыпь, в пониженных местах вогнутых вертикальных кривых для сброса воды устраивают искусственные водоотводные сооружения (лотки, устройства ливневой канализации, быстротоки и др.). Конструкция сооружений, располагаемых в пределах обочин, должна быть безопасной в случае наезда транспортных средств.

3.2.24. При капитальном ремонте на участках дорог, где водоотводные и дренажные сооружения показали свою неэффективность, осуществляют переустройство или устройство более совершенных конструкций, в т.ч. с использованием в качестве противозаиливающего элемента для обсыпок нетканых геосинтетических материалов.

3.2.25. При ликвидации пучин на пучинистых участках, помимо указанных в п. 3.2.13 мероприятий, возводят сооружения прикромочного дренажа, водоотвода, используют другие мероприятия по осушению грунта, в т.ч. на основе применения различных геосинтетических дренирующих материалов и геокомпозитов на их основе.

3.2.26. На участках, сложенных лессовыми, набухающими и просадочными грунтами, где отмечается систематическое пучение или просадки грунтов помимо мероприятий по п. 3.2.14 осуществляют эффективный отвод поверхностных вод и защиту от них путем укрепления обочин и откосов, ремонтируют и совершенствуют конструкции и места расположения водоотводных сооружений и дренажных устройств, обеспечивают эффективное дренирование грунтов, отжим от насыпей, находящихся в резерве застойных вод.

3.2.27. При наличии деформаций на откосах высоких насыпей и глубоких выемок их устойчивость помимо мероприятий по п. 3.2.16 повышается путем устройства дренажных скважин, сооружения местных дренажей для перехвата и отвода грунтовых вод и др.

3.2.28. На участках дорог, где по результатам обследований отмечена возможность образования деформаций в виде обрушений, оползней и др. помимо мероприятий по п. 3.2.18 осуществляют устройство поверхностного водоотвода выше и ниже площади предполагаемых разрушений откосов, по возможности, отвод русел вод, способствующих образованию оползня, устройство закрытых и открытых дренажей, дренирующих прорезей, штолен и других сооружений перехвата вод из водоносных горизонтов и их вывода за пределы опасных участков.

3.2.29. При выполнении работ по п. 3.2.6 осуществляют устройство необходимой системы водоотвода и дренирования грунтов для обеспечения прочности и устойчивости земляного полотна и дорожной конструкции на сооружаемом участке.

3.3. Ремонт земляного полотна и водоотвода

Земляное полотно

3.3.1. Ремонт земляного полотна и водоотвода осуществляется комплексно по всем элементам или выборочно при сохраненной целостности части из них в соответствии с проектом или на основе ведомости дефектов при ограниченном объеме работ согласно действующей «Классификации».

3.3.2. При подтоплении небольших по протяженности участков поверхностными водами или водами при разливе рек осуществляют подъемку насыпи. Это же выполняется при повышенной заносимости отдельных участков насыпи в зимний период, при образовании обширных деформаций в результате пучения грунтов.

3.3.3. При подтоплении насыпи с разрушением откосов выполняют их укрепление. В зависимости от условий подтопления, при укреплении откосов применяют различные бетонные (железобетонные) плиты с устройством обратного фильтра из щебня или геосинтетического материала нетканого типа с высоким коэффициентом фильтрации, геоматы, каменную наброску, габионы на основе сетчатых металлических каркасов, заполняемых камнем различного грансостава, слои из бетона, укладываемого на металлическую сетку и др. Предварительно рассматривается вопрос возможности и необходимости уположения откосов.

3.3.4. При потере общей устойчивости откосов насыпей и выемок на небольших по протяженности участках выполняют работы по очистке мест обвалов, обрушений, оползней, селевых выносов и др. с проведением мероприятий по организации движения по дороге транспортных средств, восстановлению, планировке и уплотнению откосов, в т.ч. с ремонтом конструкций укрепления. Устойчивость откосов обеспечивают устройством берм, грунтовых банкетов, полок, осушающих откос сооружений.

3.3.5. При нарушении местной устойчивости неукрепленных откосов выполняют профилирование их поверхности и укрепление. Биологическое укрепление используется для защиты неподтопляемых или кратковременно подтапливаемых откосов от водной и ветровой эрозии, для лечения и предотвращения сплывов, оплывин и других нарушений местной устойчивости в районах с благоприятными условиями для прорастания трав и развития корневой системы. Травосеяние может использоваться и в комплексе с другими методами укрепления, например, решетчатыми конструкциями, георешетками пространственного типа и др.

3.3.6. Наиболее технологичным является биологическое укрепление с помощью геосинтетических материалов с включенными в их структуру семенами трав оптимального состава или травосеяние с покрытиями из геосинтетических материалов, обеспечивающих защиту прорастающих семян.

3.3.7. На подтопляемых откосах с невысокими скоростями потока и малой высотой подтопления возможно биологическое укрепление в виде посадки кустарника, плетневого прорастающего укрепления, прорастающей выстилки, фашинные конструкции.

3.3.8. При деформациях, возникающих в грунте поверхностного слоя откосов при резком снижении их прочности под влиянием погодно-климатических факторов, устраивают более капитальное укрепление — специальные покрытия различного исполнения. К ним относятся решетчатые конструкции из бетонных элементов с заполнением ячеек щебнем, камнем, обработанным вяжущим грунтом. В ином исполнении это пластмассовые пространственные георешетки на подстилке из нетканого геосинтетического материала с различным заполнением ячеек, устраиваемые для защиты от вымывания грунта откосов и др.

3.3.9. При постоянных деформациях поверхности откосов и их разрушении выполняют работы по уположению, осушению и дренированию грунтов или изменяют конструкцию укрепления. Ее выбирают в зависимости от вида и состояния грунтов, местных климатических условий, причин возникающих деформаций. Деформации и разрушения укрепления следует исправлять с применением ранее использованных или более эффективных материалов.

3.3.10. В равнинной местности, где отвод воды от насыпи затруднен, а резервы заболачиваются, на отдельных участках увеличивают высотные отметки насыпи с обеспечением требуемого продольного профиля дороги. Это мероприятие применяется при высоком уровне грунтовых вод и возникающих на этой основе значительных деформациях земляного полотна и дорожной конструкции в целом (просадки, разрушения, искажения продольного и поперечного профиля и т.д.).

3.3.11. Обочины автомобильных дорог следует укреплять. Конструкцию укрепления принимают согласно категории дороги, местных климатических, грунтово-гидрологических условий, интенсивности движения и состава транспортного потока.

3.3.12. Краевую укрепительную полосу шириной 0,5-0,75 м (устраиваемую в том числе и путем уширения дорожной одежды проезжей части) укрепляют с устройством покрытия из связных материалов. Остановочная полоса может укрепляться различными материалами. Выбор параметров и конструкции, а также материалов для укрепления производится по правилам действующих нормативных документов на укрепление обочин.

3.3.13. Краевую укрепительную, а также остановочную полосы на дорогах категории «Е» и «М», у мест отдыха, у памятников, мест транзитного обслуживания пассажиров (места общественного питания, кемпинги, мотели, заправочные станции и т.д.) дорог I-IV категории независимо от движения и климатических условий укрепляют с использованием в покрытии связных материалов (бетон, асфальтобетон), а в населенных пунктах — и не обладающих концерагенными свойствами.

3.3.14. В условиях избыточного увлажнения или сильного размывания обочин поверхностными водами, особенно при наличии в земляном полотне грунтов, склонных к пучинообразованию, их укрепление рекомендуется выполнять с применением гидрофобных материалов. Применение для укрепления в верхних слоях несвязных материалов в этих случаях не рекомендуется.

В условиях малого увлажнения, но при большом числе наездов автомобилей в нижних слоях укрепления может быть использован материал, не обладающий гидрофобными свойствами. При этом покрытие должно устраиваться из связных материалов.

На дорогах низких категорий обочины укрепляются несвязными материалами, посевом трав или обладающих широко развитой корневой системой.

3.3.15. Для повышения прочности грунтов насыпи, в том числе при укреплении обочин, на уширяемых участках, при борьбе с пучинами и предупреждении их образования целесообразно использовать в качестве армирующих, дренирующих или гидроизолирующих прослоек различные геосинтетические материалы.

3.3.16. Раскрытие снегозаносимых выемок, срезку их откосов для обеспечения видимости на кривых и для повышения устойчивости, устройство на откосах аккумуляционных полок и др. выполняют с обязательным учетом грунтовых и гидрологических условий, характера деформаций (если они наблюдались при осмотрах). При работах следует предусматривать мероприятия, обеспечивающие общую и местную устойчивость откосов, надежную их защиту от воздействия агрессивных факторов.

3.3.17. Раскрытие или углубление выемок производятся, как правило, с удалением грунта в кавальер, его складированием в пределах полосы отвода для возможного последующего использования на соседних участках насыпей при их уширении или поднятии высотных отметок, если грунты относятся к категории дренирующих. Все работы по раскрытию и углублению выемок выполняются на основе проекта на ремонт дороги.

Водоотвод

3.3.18. Необходимо, чтобы боковые резервы имели правильную форму. Для этого их планируют с приданием уклона в сторону от подошвы насыпи не менее 20‰. Если резерв имеет участки с длительным стоянием поверхностных вод, проводят его переустройство (восстановление).

3.3.19. В случаях, когда работы в резерве необходимо провести в период застоя в них воды, ее следует отвести поперечными канавами в пониженные участки в пределах полосы отвода или во временные, специально отрытые, накопители. После испарения воды в накопителе следует провести его рекультивацию. Во всех случаях поверхность резервов укрепляют посевом многолетних культурных трав.

3.3.20. При ремонте водоотводных и нагорных канав их прочищают на всем протяжении ремонтируемого участка, восстанавливают и, при необходимости, на отдельных участках перестраивают.

Прочистку канав ведут навстречу возможному течению воды. Если через данную канаву пропускается нерасчетное количество воды, из нее делают поперечные выпуски в дополнительную водоотводную канаву, сооружаемую на границе полосы отвода, устраивают испарительные бассейны.

3.3.21. Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы прочищают и ремонтируют поврежденные водостоки, промывают дренажи. Выполняют замену отдельных дрен на небольших по протяжению участках, ремонт устьев дрен, колодцев, замену на отдельных участках фильтровальной обсыпки. Для снижения в последующем степени заиления фильтровальной обсыпки на ремонтируемых участках следует использовать нетканые геосинтетические материалы. На отдельных участках с избыточным увлажнением или с недостаточной эффективностью работы дренирующих слоев устраивают новые продольные и прикромочные дренажи, дренажные скважины.

3.3.22. При постоянном размыве боковых канав ливневыми и талыми водами, подмыве оснований насыпей и выемок, конусов и укреплений малых искусственных сооружений, дно, боковые стенки канав, выходные русла труб, откосы и конуса мостов (путепроводов) укрепляют сборными бетонными элементами, мощением, конструкциями с использованием геосинтетических рулонных материалов, сеток и георешеток пространственного типа, габионами в виде сетчатого металлического каркаса, заполняемого камнем подобранного состава, дернованием и другими способами с учетом скорости течения и объема перемещаемой воды, степени размываемости грунтов; производят ремонт существующего укрепления.

3.3.23. При подмыве и разрушениях лотков, быстротоков, водобойных колодцев, берегозащитных и противоэрозионных и других сооружений их ремонтируют материалами, аналогичными использованным в сооружении или обладающими повышенной устойчивостью к агрессивным воздействиям, лучшими адгезионными и прочностными характеристиками согласно рекомендаций соответствующих документов.

3.3.24. Основными мероприятиями при ликвидации пучин или предупреждении их образования на эксплуатируемых автомобильных дорогах являются отвод воды от земляного полотна (уположение откосов, устройство берм), осушение грунтов, ограничение или пресечение поступления поверхностных и грунтовых вод в рабочий слой.

На пучинистых участках, где условия рельефа позволяют осуществить сброс воды, устраивают подкюветный траншейный двухсторонний или односторонний дренаж совершенного или несовершенного типа в зависимости от глубины залегания грунтовых вод и требований по понижению. При возможности сброса воды при низкой фильтрации или заилении дренирующего слоя аналогично устраивается и прикромочный траншейный дренаж.

На участках дорог с затяжными продольными уклонами, превышающими поперечные, при снижении фильтрации дренирующего слоя, а также для улучшения условий отвода из него воды устраивают дренажные прорези (воронки), дренажи мелкого заложения.

3.4. Содержание земляного полотна и водоотвода

Земляное полотно

3.4.1. Содержание включает инженерно-технические мероприятия по систематическому уходу за земляным полотном в целях поддержания его в работоспособном состоянии и исправление отдельных небольших повреждений и деформаций. Выполнение работ по содержанию способствует обеспечению требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, дорожной конструкции проезжей части в целом, позволяет замедлить процесс ухудшения транспортно- эксплуатационных показателей дороги в межремонтный период. Решаемые при содержании основные задачи носят сезонный характер и обеспечивают:

— в зимний период — максимальную очистку насыпи от снежных отложений, удаление наледных образований, устройство в снежных отложениях в резервах траншей для отвода талых вод;

— в весенний период — недопущение переувлажнения грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;

— в летний период — выполнение работ по уходу за конструктивными элементами земляного полотна (обочины, откосы, водоотвод и др.), устранению мелких деформаций и разрушений;

— в осенний период — проведение работ по защите грунтов земляного полотна от избыточного увлажнения.

Дорожно-эксплуатационной службе особое внимание необходимо уделять участкам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам развития пучинообразования, участкам дорог на болотах, подтопления земляного полотна, дорогам в зонах искусственного орошения.

3.4.2. Работы по содержанию выполняют на основе осмотра и диагностики дороги с составлением ведомости дефектов и смет по отдельным конструктивным элементам: откосам, обочинам, системе водоотвода. Основной объем обследований проводят визуально. При этом фиксируют:

— изменения профиля откосов, наличие размывов, оползаний, обрушений, осыпей, степень зарастания откосов нежелательной растительностью, кустарником, дефекты дернового слоя укрепления;

— наличие укрепления (и вид укрепления), дефекты и повреждения обочин.

3.4.3. На дорогах, проходящих на заболоченных участках местности, осуществляют постоянный контроль за осадкой насыпи, наличием и развитием валов «выпирания» основания из-под насыпи для своевременного принятия мер по уменьшению или прекращению их дальнейшего развития.

3.4.4. При содержании дороги регулярно очищают от посторонних предметов, мусора, порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности полосу отвода, разделительную полосу, откосы, обочины, элементы системы водоотвода, выполняют профилировку летних тракторных путей, грунтовых объездов в местах производства ремонтных работ, ликвидируют съезды в неустановленных местах с одновременным восстановлением системы водоотвода.

3.4.5. Участки дорог, проходящих в горной местности, на которых отмечены камнепады, осыпи, обвалы, должны систематически очищаться от камней, поверхности осыпей в нижней части обрабатываться связующими материалами, покрываться (с закреплением) металлическими сетками. Такие участки должны быть оборудованы знаками, предупреждающими водителей об опасности, необходимости максимального снижения уровня шума.

3.4.6. На обочинах выполняют работы по поддержанию ровности ее поверхности, обеспечению поперечного уклона к бровке земляного полотна для надежного и быстрого стока дождевых и талых вод.

3.4.7. Если отдельные участки обочин не укреплены, до выполнения работ по укреплению производят работы по планировке поверхности с необходимой срезкой, досыпкой и уплотнением грунта с соблюдением заданного уклона. Если на обочинах в колеях и ямах имеется вода, то до начала ремонтных работ ее спускают и устраняют грязь. Рекомендуется для подсыпки использовать грунт аналогичный грунту земляного покрова или обладающий лучшими фильтрационными свойствами. После выполнения работ по восстановлению поверхности осуществляют посев трав.

3.4.8. Деформации и повреждения на укрепленных обочинах устраняют с использованием материалов, аналогичных принятым в конструкции укрепления или обладающих лучшими эксплуатационными свойствами.

3.4.9. Работы по содержанию укрепительной, остановочной полос обочин, укрепленных по типу дорожной одежды проезжей части, проводят аналогично выполняемым при содержании дорожных одежд.

3.4.10. В летний период откосы насыпей, имеющие небольшие деформации и повреждения (размывы, сплывы, оползни), планируют с добавлением (при необходимости) грунта, уплотнением и укреплением их одерновкой или засевом трав. На участках, где деформации (повреждения) проявляются систематически, необходимо выполнить обследование с целью установления причин их возникновения и принятия решения по ремонту или замене конструкции укрепления.

3.4.11. Дефекты и небольшие разрушения на укрепленных откосах ликвидируют с применением материалов, использованных при укреплении. Могут быть применены и другие материалы, обладающие необходимыми характеристиками при условии обеспечения достаточно прочной связи с ранее использованными.

3.4.12. Особое внимание уделяется состоянию откосов на участках, где ранее были отмечены обрушения, оползни, селевые выносы. В этих местах следует вести постоянный контроль за поведением грунтов земляного полотна и расположенных выше мест разрушений скоплений воды (озера, ледники, русла горных рек и т.д.), проводить работы по сохранению древесной и кустарниковой растительности, посадке деревьев и кустарников,, регулированию снеготаяния и своевременного отвода угрожающих этим участкам вод или защите от них. На этих участках ограничивают (запрещают) строительные работы, связанные с перестройкой откосов с использованием взрывчатых веществ и т.д.

3.4.13. В сложных грунтовых и климатических условиях, особенно на пучиноопасных участках, в расчетный период года необходимо ограничить заезд автомобилей на неукрепленные обочины. В этот период, как и весной, дорожной службе необходимо принимать меры по недопущению использования полосы отвода для прогона скота, осуществлять планировку тракторных путей.

3.4.14. В благоприятные агротехнические сроки при содержании дорог проводят работы по озеленению участков и восстановлению разрушенного дернового покрова, архитектурно-художественных декоративных посадок, обеспечению работоспособности защитных насаждений.

3.4.15. Противоэрозионное озеленение выполняется на прибровочной полосе, обочинах, откосах насыпей и выемок, резервах и разделительных полосах в виде создания плотного дернового слоя. При этом:

— для образования устойчивых дерновых покрытий используют наиболее перспективные виды трав, эколого-биологические свойства которых соответствуют почвенно-климатическим условиям местности;

— необходимо, чтобы используемые травосмеси обеспечивали полное покрытие поверхности почвы, обладали стойкостью к биологическому старению даже в позднем возрасте, устойчивостью к болезням и вредителям, имели достаточную соле-, зимо- и морозоустойчивость, обладали способностью самовозобновляться без помощи или с минимальным участием человека.

При укреплении откосов могут применяться и геосинтетические нетканые материалы, включающие семена трав и без них. Последние используются в качестве покрывного материала для защиты на период прорастания семян.

3.4.16. Уход за травяным покровом состоит в периодическом осмотре, выявлении и устранении дефектов, поливе и своевременном внесении удобрений, окашивании травы. При осмотре земляного полотна выявляют незасеянные участки и места, где всходы изрежены или отстают в росте. По результатам осмотра устраняют причины плохого состояния травяного покрова и, при необходимости, на отдельных площадях осуществляют пересев. В этот же период при длительном отсутствии дождей производят вегетационные поливы при расходе воды 1-2 м3 на 100 м2. Пока не образовалась прочная дернина, обязательно осматривают откосы после ливневых дождей.

3.4.17. Промоины в грунте в границах полосы отвода засыпают грунтом и засевают травами. Если растения развиваются плохо, производят подкормку их смесью минеральных удобрений из расчета (в кг/100 м2): азотных 1,5-2, фосфорных 2-3, калийных 1,5-3 (подкормку и полив рекомендуется осуществлять гидросеялкой). В первый год жизни травы необходимо окашивать на одну треть при достижении ими высоты 20-30 см, не дожидаясь цветения (но не более двух раз в год, чтобы не ослабить растение), на второй и последующие годы окашивание выполняют по мере необходимости, поддерживая высоту травостоя не более 15 см (последнее окашивание производят не позднее, чем за месяц до наступления заморозков).

3.4.18. Пескозащитные насаждения создают в полупустынном и пустынном лесомелиоративных районах с годовой суммой осадков меньше 300 мм. В остальных районах функцию защиты дорог от песчаных заносов выполняют снегозащитные насаждения.

3.4.19. Для защитных насаждений на песках используют породы деревьев:

— в лесостепной зоне — сосну обыкновенную, березу, тополь, ветлу, клен татарский, шелюгу красную, бузину красную, жимолость татарскую;

— в степной зоне — сосну обыкновенную, акацию белую, тополь, вяз приземистый, шелюгу красную, бузину красную, акацию желтую, жимолость татарскую, лох узколистный;

— в полупустынной и пустынной зоне — акацию белую, вяз приземистый, тополь, клен татарский, тамариск, лох узколистный, скумпию, айву обыкновенную, джузгун, иву каспийскую, шелюгу красную, терескен серый.

3.4.20. Для закрепления песков применяют посев песчаного овса, кумарчина, селина, джузгуна, а на засоленных песках — различные виды солянок. Во всех случаях необходимо использовать местные виды растений.

3.4.21. Размещение и ширина пескозакрепительных насаждений зависят от рельефа песков и направления активных дефляционных ветров. На барханных песках при направлении дефляционных ветров к оси дороги более 30 ° насаждения создают полосой шириной 100-150 м с наветренной стороны полотна. При направлении дефляционных ветров к оси дороги менее 30 ° насаждения создают по обе стороны от полотна полосой шириной 50 м.

На бугристых, равнинно-волнистых и грядовых песках насаждения создают полосой шириной 30 м с наветренной стороны полотна дороги, а на участках со средневыраженным переносом частиц — 50 м.

3.4.22. В соответствии с требованиями комплексной защиты отдельных придорожных территорий установлены следующие основные параметры шумо-газо-пыле-защитных зеленых насаждений:

— ширина полосы не менее 10 м;

— высота деревьев не менее 7-8 м;

— высота кустарников — не менее 1,5-2 м.

Поперечный профиль защитной полосы выполняется в форме треугольника с более пологой стороной, обращенной к источнику загрязнения.

3.4.23. При подборе пород деревьев и кустарников для создания шумо-газо-пылезащитной зеленой полосы необходимо учитывать их устойчивость к действию выхлопных газов автомобилей. Наибольшей устойчивостью обладают:

— хвойные породы: лиственница сибирская;

— лиственные породы: дуб, ясень ланцетный, липа, тополь, граб, шелковица, гледичия;

— кустарники: бирючина, гордовина, акация желтая, спирея, жимолость, шиповник.

3.4.24. Шумо-газо-пылезащитные насаждения могут быть использованы в сочетании с земляными валами и экранами.

3.4.25. Декоративные древесные и кустарниковые посадки размещаются с учетом обеспечения снегонезаносимости данного участка дороги. В соответствии с существующими требованиями садово-паркового стиля и ландшафтного строительства при декоративном озеленении дорог применяются три основных приема: регулярный (аллейные или рядовые посадки), ландшафтно-групповой (свободный) и смешанный.

3.4.26. Регулярный прием предусматривает строго определенное размещение деревьев, кустарников или групп однообразного построения по прямым или правильным кривым линиям. Этот прием применяют на участках дорог, проходящих в равнинной местности, или при оформлении особо ответственных участков дорог, подъездов к городам и населенным пунктам, в самих населенных пунктах.

3.4.27. Ландшафтно-групповой (свободный) прием предусматривает свободное (живописное) размещение деревьев и кустарников в виде отдельных элементов и групп различного размера. Расстояния между группами, отдельными растениями и от дороги ограничиваются лишь полосой отвода. Его применяют, в основном, на участках дорог, проходящих по территории с холмистым или волнистым рельефом.

3.4.28. Смешанный прием декоративного озеленения дорог является сочетанием регулярных и ландшафтно-групповых посадок растений. Его используют в районах с относительно спокойным рельефом. При этом, в основном, применяют следующие сочетания: неравномерное размещение ландшафтных групп в рядах регулярных посадок; неравномерное размещение ландшафтных групп и отдельных экземпляров на свободной полосе между регулярными посадками и дорогой (на фоне рядовых посадок); размещение ландшафтных групп у пересечений регулярных посадок с дорогами, съездами, реками, оврагами и т.д.

3.4.29. Для Российской Федерации с ее различными природно-климатическими условиями характерно многообразие нежелательной древесно-кустарниковой и травянистой растительности, располагаемой вдоль автомобильных дорог. Существуют три основных способа ее уничтожения: механический (срезка, корчевка, окашивание), химический (обработка специальными химическими веществами — гербицидами) и комбинированный (механическое удаление совместно с применением гербицидов).

Выбор способа удаления нежелательной растительности зависит от вида, состава, густоты, возраста и местоположения растений на элементах дороги, наличия необходимых технических средств, природных и хозяйственных условий.

3.4.30. Для уничтожения нежелательной древесно-кустарниковой растительности применяют гербициды и различные препараты, допускаемые ежегодно к применению на территории России Госхимкомиссией Минсельхозпрода РФ по согласованию с Минздравом РФ и Госкомэкологией РФ. Наиболее эффективными химическими препаратами для борьбы с нежелательной растительностью на автомобильных дорогах являются «Раундап» и «Арсенал», разрешенные «Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов к применению на территории Российской Федерации». Для их нанесения применяют специальное оборудование (прицепное или навесное к колесным тракторам или автомобилям), а также ранцевые ручные опрыскиватели. Доза рабочего раствора и способы приготовления этих растворов указаны в «Методических рекомендациях по озеленению автомобильных дорог». Деревья и кустарники с диаметром стволов более 35 мм удаляют ручным мотоинструментом.

3.4.31. Для улучшения конструкции защитных лесных полос, улучшения роста и развития крон деревьев и кустарников с целью усиления снегозащитных свойств придорожных насаждений выполняют специальную рубку деревьев (кустарников).

3.4.32. Рубку слабоветвящихся кустарников (особенно клена татарского, акации желтой, лоха, тамариска), а также обрезку боковых веток у древесных пород проводят весной на второй год роста посадок.

Живые изгороди в возрасте от 3 до 6 лет стригут ежегодно, а в более старшем возрасте — периодически, когда изгороди превышают требуемую высоту (2,5-3,0 м).

3.4.33. Стрижку живых изгородей начинают по достижении ими высоты 1 м. Стрижка ведется сверху горизонтально, а с боков — под углом 70-80 °, чтобы поперечное сечение имело форму трапеции с нижним широким основанием.

3.4.34. В снегозащитных лесных полосах, в которых под угнетающим действием древесных пород погибли кустарники, и образуются длинные снежные шлейфы, выходящие на дорогу, проводят рубку на пень в расчете на густое порослевое возобновление. При этом надо учитывать порослевую способность породы в данном возрасте. В случае декоративной ценности такой полосы целесообразно вместо рубки произвести посадку густой кустарниковой опушки или дополнительных снегозащитных полос.

3.4.35. В защитных лесных полосах систематически производят санитарную рубку деревьев и кустарников, пораженных лесными вредителями и грибковыми заболеваниями, а также очистку насаждения от снеголома и сушняка.

3.4.36. При наличии насаждений смешанного состава, в которых чередуются быстро- и медленнорастущие породы, проводят осветительные рубки.

3.4.37. Кроме рубок ухода, в насаждениях проводят возобновительные рубки, а также специальные рубки для обеспечения необходимых расстояний от насаждений до проводов линий связи и электропередач.

3.4.38. Устройство снегозащитных лесных полос и проведение рубок ухода осуществляют в соответствии с главой 6 и действующими нормативными документами.

Водоотвод

3.4.39. Работы по содержанию системы водоотвода выполняют на основе регулярного ее осмотра. Они носят сезонный характер, что обеспечивает постоянное поддержание на требуемом уровне ее прочности и устойчивости земляного полотна дороги и его элементов.

3.4.40. В фиксируемые визуально при весенних и летних осмотрах деформации и разрушения системы водоотвода входят:

— для неукрепленных или укрепленных травосмесями элементов системы водоотвода (канав, кюветов) — степень зарастания нежелательной растительностью(травой, кустарником, порослью), наличие мусора, мест застоя воды, затопления элементов водоотвода при ливневых осадках или снеготаянии;

— для элементов системы водоотвода, укрепленных асфальтобетоном, цементобетоном и другими материалами — наличие дефектов укрепления (отдельные трещины шириной до 5 мм и выше, выкрашивание, сетка трещин, пучины, сколы, обломы, шелушение, разрушение швов);

— для выпусков трубчатых дренажей, водосборных колодцев, гасителей — заиливание, перекос или поломка звеньев.

3.4.41. На неукрепленных или укрепленных несвязными материалами обочинах, на участках повышенного увлажнения грунтов рабочего слоя насыпи в весенний период устраивают поперечные дренажные прорези шириной 0,25-0,5 м, обеспечивающие быстрый отвод воды при оттаивании промерзшего грунта под дорожной одеждой и на обочинах. Прорези устраивают на глубину дорожной одежды в шахматном порядке, придавая дну прорези уклон к бровке не менее 40 ‰. Расстояние между прорезями принимаются в зависимости от степени переувлажнения земляного полотна в пределах до 8 м, но не менее 4-х. На спусках (подъемах) прорези устраивают в сторону низовых вертикальных отметок под углом к оси дороги 10-45°.

3.4.42. Места производства работ по устройству прорезей для обеспечения безопасности движения по согласованным с ГИБДД схемам организации дорожного движения ограждают соответствующими дорожными знаками. После просыхания грунта прорези засыпают гравием, щебнем, в т.ч. используемыми при укреплении обочин, и уплотняют до требуемых норм. После выполнения работ дорожные знаки снимают.

3.4.43. Быстрый отвод талых вод следует в весенний период особенно тщательно выполнять на пучинистых участках. Дорожно-эксплуатационной службе не следует допускать их застой в резервах, у устьев водопропускных сооружений, на проезжей части, обочинах, в водоотводных канавах (кюветах), своевременно удаляя затрудняющие сток препятствия и разрушения.

3.4.44. На участках откосов выемок, особенно ориентированных на север, а также имеющих выход грунтовых вод, производят очистку поверхности от снега с удалением его за пределы выемки.

3.4.45. По мере просыхания грунта производят осмотр и очистку водоотводных сооружений от посторонних предметов и грязи, спускают оставшуюся в резервах и водоотводных канавах (кюветах) воду, выполняют работы по заделке промоин, исправлению бровок земляного полотна, осуществляют заделку поврежденных небольших участков откосов с уборкой в небольших объемах оползней, обвалов, селевых выносов.

3.4.46. Если выявлены недостатки водоотвода в резервах, их планируют так, чтобы устранить задержку воды и обеспечить полный ее отвод. Для пропуска резервами большого количества воды устраивают поперечные выводы из резерва в продольную водоотводную канаву, располагаемую на границе полосы отвода.

3.4.47. В летний период восстанавливают систему водоотвода с последующим поддержанием ее в работоспособном состоянии. Для этого на отдельных участках прочищают боковые водоотводные канавы, кюветы и другие водоотводные сооружения с обеспечением продольного уклона дна не менее 5 о/оо. Очищают устья дренажных выпусков от оплывшего грунта, устраняют другие мелкие дефекты дренажных устройств. На водоотводных сооружениях, укрепленных асфальтобетоном или цементобетоном, заделывают отдельные трещины, выбоины, сколы, швы, просевшие или вспученные места.

3.4.48. При размыве, разрушении отдельных участков неукрепленных водоотводных, нагорных канав и других водоотводных сооружений с нарушением их продольного и поперечного профилей, производят работы по их восстановлению. Если имеют место отдельные размывы и оплывины грунта на откосах и дне кюветов (канав), у лотков и т.д. их заделывают. Уложенный грунт тщательно уплотняют трамбовками и укрепляют одерновкой. Дно кюветов (канав) на таких участках укрепляют щебнем (гравием) и уплотняют.

3.4.49. Заделку трещин и швов в асфальтобетонном укреплении водоотводных канав, лотков и т.д. шириной до 5 мм производят путем розлива разжиженного битума (вязкость 10-15 сек/10 мм, 25 °С), битумной эмульсии или битумного шлама. Заливку трещин и швов шириной свыше 5 мм производят битумными мастиками. Перед заливкой мастикой проводят предварительную подгрунтовку разжиженным битумом (60% вязкого битума и 40% растворителя).

3.4.50. Заделку выбоин и небольших разрушенных участков монолитного асфальтобетонного укрепления производят асфальтобетонной смесью или литым асфальтобетоном. Небольшие участки монолитного асфальтобетонного укрепления, покрытые сеткой трещин в результате пучения грунтов, вырубают полностью по прямолинейным контурным линиям с захватом неповрежденной части укрепления на 2-3 см и заделывают аналогичным материалом. При этом подстилающий грунт предварительно выбирают (вручную) на 30-40 см и заменяют непылеватым песком (крупным и средней крупности).

3.4.51. При изменении профиля водоотводного сооружения, укрепленного сборным цементобетоном, в результате вспучивания или просадки отдельных цементобетонных плит необходимо произвести их переукладку. Вспученные или просевшие плиты вырубаются по продольным и поперечным швам. Грунт под изъятыми плитами заменяют непылеватым песком. После подгрунтовки вяжущим боковых и нижних поверхностей неповрежденные плиты укладывают на старое место, поврежденные заменяют новыми, а швы заделывают битумной мастикой.

3.4.52. В осенний период для защиты грунтов земляного полотна от увлажнения атмосферными осадками и снижения степени их переувлажнения весной следующего года выполняют систематическую очистку устьев водопропускных устройств, выпусков из дренажей и водоотводных канав (кюветов) от посторонних предметов и грязи, осуществляют предзимнюю планировку и уплотнение неукрепленных участков обочин. До наступления периода интенсивного выпадения осадков окончательно восстанавливают деформированные участки откосов насыпей и выемок, систему водоотвода с нарушенными продольными уклонами и поперечными профилями, заканчивают начатые в летний период работы по устранению ранее выявленных дефектов.

Справочный материал по теме: «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования«

Back to list

Related Posts