Дорожное строительство, Статьи

Показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений

1. ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ

1.1. Общие положения

1.1.1. Автомобильные дороги общего пользования предназначены для непрерывного в течение года движения автомобилей и автопоездов с нормативными нагрузками и общей массой, установленными для транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования, и скоростями, верхние пределы которых регламентированы Правилами дорожного движения Российской Федерации. На дорогах и участках дорог, для которых величина расчетной скорости ниже разрешенной Правилами дорожного движения, обеспеченная скорость принимается не менее приведенных в таблице 1.1 значений.

Таблица 1.1

Условия погоды и рельеф местности

Допустимые значения обеспеченной в процессе эксплуатации скорости движения вне населенных пунктов, км/ч, для категорий дорог

1Б и II

III

IV

V

При благоприятных условиях погоды:
а) на основном протяжении дороги

110

90

90

80

60

б) на трудных участках горной местности

60

60

50

40

30

При неблагоприятных условиях погоды:
а) на основном протяжении дороги

90

80

75

60

45

б) на трудных участках горной местности

45

45

40

30

20

При особо неблагоприятных условиях погоды:
а) на основном протяжении дороги

60

50

50

40

30

б) на трудных участках горной местности

30

30

25

20

20

1.1.2. Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД) это — комплекс параметров и характеристик дороги, обеспечивающих ее потребительские свойства. К основным транспортно-эксплуатационным показателям дороги относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения; пропускная способность и уровень загрузки дороги движением; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, а также экологическая безопасность.

1.1.3. Пропускная способность и уровень загрузки дороги движением определяются на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс. авт./сут. в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью указанные показатели не проверяют.

1.1.4. Состояние искусственного сооружения по пропускной способности характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормативной величине, установленной для дороги данной категории. Величина отношения 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.

1.1.5. На автомобильных дорогах общего пользования не следует допускать заторы по дорожным условиям, а максимальную интенсивность движения в часы пик выше 0,7 от пропускной способности на дорогах I и II категорий. На остальных дорогах она допускается в 1,5-2 раза менее верхнего предела интенсивности движения, установленного для данной категории дороги.

1.1.6. Рекомендуемая величина загрузки дорог движением Z приведена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Характеристика участков дороги

Значение Z , не более

Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морским и речным причалам и пристаням (дороги категории I А, I Б и II )

0,5

Внегородские автомобильные магистрали (дороги категории I А)

0,6

Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов (дороги категории I Б, II и III )

0,65

Автомобильные дороги II — III категорий

0,7

Примечание . В неблагоприятные периоды года допускается увеличение уровня загрузки, но не более, чем на 15%.

1.1.7. Для выполнения положений п. 1.1.1 необходимо, чтобы:

— ширина полосы движения, ширина проезжей части дорог и габариты ездового полотна мостов и путепроводов позволяла размещение в их поперечном сечении движущихся автомобилей и зазоров безопасности между попутными (для дорог I категории) и встречными (для дорог II-IV категорий) автомобилями, а также зазоров безопасности между кромкой проезжей части и колесом автомобилей, движущихся с установленными скоростями; при необходимости следует выполняться уширение проезжей части, особенно на кривых малого радиуса в плане на величину смещения траектории движения задних колес автопоездов;

— габариты приближения мостовых и других искусственных сооружений соответствовали категории дороги, на которой они расположены с учетом полос движения и полос безопасности согласно требованиям документов. Высота расположения низа пролетных строений мостов, путепроводов, и других сооружений, а также высота расположения трубопроводов и других коммуникаций над поверхностью проезжей части дорог, проходящих под указанными сооружениями и коммуникациями составляла не менее 4,5 м на дорогах IV и V категории и не менее 5,0 м на дорогах I-III категорий.

1.1.8. Не следует допускать необоснованные ограничения и задержки движения по дорожным условиям. К допустимым относятся ограничения движения:

— в период весенней распутицы при недостаточной прочности дорожных одежд (на период до 45 суток в зависимости от местных условий);

— на период до усиления сооружений мостов при их недостаточной несущей способности.

Обоснованными являются задержки движения:

— в период выполнения ремонтных работ в пределах проезжей части дороги;

— в период устранения последствий дорожно-транспортных происшествий;

— в зимний период во время метелей и интенсивных снегопадов с образованием гололедных явлений.

1.1.9. Пользователям дорог необходимо предоставлять информацию о задержках и ограничениях движения. Все работы по ремонту и содержанию дорог следует выполнять с минимальными помехами для движения автомобилей.

1.1.10. Перерывы движения допускаются:

— во время чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, дорожно-транспортные происшествия, военные действия и т.д.) и в период устранения их последствий;

— в весенний период на время паводков и зимой во время сильных снежных метелей и снегопадов;

— в периоды и на сроки, установленные проектной документацией на реконструкцию или ремонт дороги, утвержденной в установленном порядке.

Органы Государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании с государственной службой дорожного хозяйства и Госавтоинспекцией в периоды особо неблагоприятных погодных условий могут устраивать перерывы движения на территориальных дорогах с интенсивностью движения до 100 авт/сут с заблаговременным оповещением об этом пользователей автомобильных дорог через средства массовой информации.

1.1.11. Степень соответствия состояния дорог показателям безопасности движения оценивается по величинам коэффициента относительной аварийности (или коэффициента происшествий) и коэффициента безопасности для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. В процессе эксплуатации рекомендуется соблюдать соответствие показателей безопасности движения показателям для неопасных участков, в том числе и в неблагоприятные периоды года (табл. 1.3), но не ниже показателей для малоопасных участков.

При превышении указанных показателей производится детальная оценка безопасности движения с выявлением мест концентрации ДТП и разработкой мероприятий по повышению безопасности движения средствами ремонта и содержания дорог.

Таблица 1.3

Показатели безопасности движения

Величины показателей по степени опасности участков дорог

неопасный

мало опасный

опасный

очень опасный

Коэффициент безопасности

более 0,8

0,6-0,8

0,4-0,6

<0,4

Коэффициент относительной аварийности:
вне населенных пунктов

менее 0,3

0,3-0,7

0,7-1,3

более 1,3

в населенных пунктах

менее 0,4

0,4-0,9

0,9-1,5

более 1,5

1.1.12. Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям и наплавным мостам считается обеспеченной, если их габариты и состояние покрытия соответствуют показателям категории дороги, а ограждения соответствуют техническим требованиям и находятся в исправном состоянии. К тоннелям дополнительно предъявляются требования по обеспеченности необходимым уровнем освещения и вентиляции, устанавливаемыми соответствующими нормативными документами.

1.2. Технические параметры и характеристики дорог

1.2.1. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационное состояние дороги, являются:

— геометрические параметры, к которым относится ширина проезжей части, краевой укрепленной и остановочной полос обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;

— прочность дорожной одежды проезжей части, краевой укрепительной и остановочной полос обочин;

— ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, краевой укрепительной и остановочной (укрепленной связным материалом) полос обочин;

— прочность и устойчивость земляного полотна и его элементов;

— целостность и работоспособность водоотводных и дренажных сооружений;

— наличие и требуемое состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.

1.2.2. Необходимо, чтобы геометрические параметры (радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) соответствовали нормам, установленным для данной категории дороги (участка дороги). Отклонения фактических размеров допускаются в пределах, устанавливаемых соответствующими документами.

1.2.3. Прочность дорожных одежд на дорогах I-IV категорий определяются необходимостью беспрепятственного пропуска в расчетный период автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс (100 кН), а на дорогах V категории с твердыми покрытиями до 6 тс (60 кН).

1.2.4. Покрытиям проезжей части дороги, краевых укрепительных и остановочных полос обочин в процессе эксплуатации необходимо иметь предусмотренные проектом продольные и поперечные уклоны, обеспечивающие беспрепятственный сток воды.

1.2.5. Необходимо, чтобы кромки покрытия проезжей части, краевых укрепительных и укрепленных остановочных полос обочин были ровными в плане, имели правильные и четкие очертания, не имели разрушений и деформаций.

1.2.6. При эксплуатации дорог следует обеспечивать соответствие фактических показателей продольной ровности приведенным в таблице 1.4 предельно-допустимым значениям.

1.2.7. На покрытии проезжей части нельзя допускать образования колейности, при которой возникают опасные условия движения и создаются помехи для очистки покрытий от снежных отложений и удаления зимней скользкости. Пределы допустимой и предельно допустимой глубины колеи установлены для двух способов измерения глубины колеи при помощи двухметровой рейки: по упрощенной методике, когда рейка укладывается на поверхность покрытия или гребни выпора и по способу вертикальных отметок, когда отсчет ведется от рейки, выведенной в горизонтальное положение (табл. 1.5).

1.2.8. Работы по устранению колеи выполняют в первую очередь на участках дорог при ее глубине больше предельно допустимых значений не рекомендуется допускать образование уступов в местах сопряжения проезжей части и укрепительных краевых полос или укрепительных и остановочных полос обочин. На поверхности неукрепленных обочин и разделительных полос, не отделенных от проезжей части бордюрами, не рекомендуется иметь колеи в местах сопряжения с проезжей частью и иметь отметку ниже её уровня более, чем на 3 см при интенсивности движения выше 6000 автомобилей, приведенных к легковому автомобилю и более, чем на 4 см при меньшей интенсивности.

1.2.9. Шероховатость и состояние дорожного покрытия проезжей части должны обеспечивать требуемую ГОСТ Р 50597-93 величину сцепления колеса с покрытием — не менее 0,3 при измерении его шиной без рисунка протектора и 0,4 шиной, имеющей рисунок протектора.

1.2.10. Разница коэффициента сцепления по ширине проезжей части допускается не более 0,1, разница между коэффициентом сцепления покрытия проезжей части и укрепленной обочин — 0,15.

1.2.11. На покрытии проезжей части не допускается наличие выбоин, проломов и просадок с размерами по длине, ширине и глубине более, чем 15?60?5 см, а количество более мелких повреждений и дефектов в весенне-летне-осенний периоды менее значений, приведенных в таблице 1.6. Образовавшиеся деформации и разрушения ликвидируют в сроки, установленные ГОСТ Р 50597-93.

1.2.12. Состояние покрытия укрепительных полос по наличию дефектов должно соответствовать требованиям, установленным для покрытия проезжей части, а состояние укрепленных и неукрепленных остановочных полос — требованиям табл. 1.6.

1.2.13. Обочины дороги укрепляют с обеспечением прочности конструкции и поперечных уклонов, способствующих быстрому отводу поверхностных вод.

Таблица 1.4

Интенсивность движения, авт./сут.

Категория дороги

Тип дорожной одежды

Предельно допустимые показатели продольной ровности, см/км

Допустимое количество просветов под 3-метровой рейкой, превышающих указанные в СНиП 3.06.03-85, %

по прибору ПКРС-2У

по толчкомеру ТХК-2, установленному на автомобиле

УАЗ-2006

ГАЗ-31022 «Газель»

Более 7000

I

Капитальный

540

100

220

6

3000-7000

II

660

120

270

7

1000-3000

III

Капитальный

860

170

350

9

Облегченный

1100

240

460

12

500-1000

IV

Облегченный

1200

265

500

14

200-500

Переходный

340

510

До 200

V

Низший

510

720

Таблица 1.5

Расчетная скорость движения, км/ч

Глубина колеи, мм

Измерения по упрощенной методике

Измерения по способу вертикальных отметок

Относительно правого выпора

Относительно левого выпора

Допустимая

Предельно допустимая

Допустимая

Предельно допустимая

Допустимая

Предельно допустимая

Более 120

4

20

не допускается

4

9

20

120

7

20

3

5

16

25

100

12

20

6

9

27

40

80

25

20

15

18

50

50

60 и меньше

30

35

50

50

50

50

1.2.14. Необходимо, чтобы откосы насыпей и выемок обладали устойчивостью к воздействию климатических факторов, обеспечивали быстрый отвод поверхностных вод, были укреплены согласно положений соответствующих документов. Откосы, особенно глубоких выемок и высоких насыпей имели обеспеченную общую устойчивость.

1.2.15. Покрытия проезжей части и обочин, разделительных полос и откосов, посадочных площадок у автобусных остановок, площадок отдыха, пунктов весового контроля и учета движения, а на участках дорог, проходящих через населенные пункты, и поверхность тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек следует содержать в чистоте, очищать от пыли, грязи, посторонних предметов и материалов.

Таблица 1.6

Показатели состояния конструктивных элементов дорог

Допустимые значения для дорог с интенсивностью движения, авт/сут. приведенных к легковому автомобилю

более 6000

2000-6000

1000-2000

200-1000

менее 200

ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ (включая используемые съезды)

Повреждения (выбоины) размером не более 15?60?5 см, площадью м2/на 1000 м2 покрытия:
а) летом

0,3

1,0

1,5

2,0

2,5

б) весной

1,5

3,0

4,5

6,0

7,0

в) зимой

1,5

3,0

4,5

6,0

7,0

Отдельные раскрытые необработанные трещины на покрытии шириной >5 мм. п.м./ на 1000 м2

10

20

30

40

40

Наличие необработанных мест выпотевания битума, м2 на 1000 м2 покрытия

7

10

15

20

25

Наличие полос загрязнения у кромок покрытия шириной до 0,5 м, площадью в % от общей площади покрытия не более

нет

3

5

8

10

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО

Наличие отдельных повреждений, просадок и застоя воды на обочинах и разделительной полосе (в весенний период):
а) укрепленных:
-площадь, м2/1000 м2 покрытия

до 0,3(1,5)

1.0(3,0)

1,5(3,5)

2,0(6,0)

2,5(7,0)

— глубиной, см

до 3

до 3

до 4

до 4

до 4

б) неукрепленных:
— площадь. м2/1000 м2 покрытия

5,0

7,0

10,0

12,0

15,0

— глубиной, см

до 3

до 3

до 4

до 4

до 4

Примечание . В скобках даны значения для весеннего периода.

1.2.16. На поверхности неукрепленных обочин и разделительной полосы нельзя допускать наличия древесно-кустарниковой растительности и травяного покрова более 15 см.

1.2.17. В полосе отвода дорог, проходящих в IV-V дорожно-климатических зонах, а также на участках дорог, проходящих по лесным массивам в остальных дорожно-климатических зонах, допускается наличие древесно-кустарниковой растительности при условии обеспечения нормативной видимости.

1.2.18. Необходимо, чтобы система и устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод (водоотводные канавы, кюветы водосбросы, водобойные колодцы и др.) постоянно находились в работоспособном состоянии и обеспечивали эффективный отвод воды от дороги.

Отдельные нарушения профиля водоотводных канав по длине, снижающие их пропускную способность более, чем на 20%, допускаются суммарно до 10 % от протяженности обследуемого участка на дорогах I-III категории и 20 % на дорогах IV-V категории.

1.2.19. Неорганизованные (несанкционированные) примыкания к дорогам всех категорий не разрешаются. Допускается наличие на автомобильных дорогах с интенсивностью менее 1000 авт./сут. временных технологических съездов, проходящих по сельскохозяйственным угодьям для использования сельскохозяйственной техникой, а также на участках, проходящих по лесным массивам для использования при пожарах.

1.3. Технические параметры и характеристики дорожных сооружений

1.3.1. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационные показатели искусственных сооружений, являются: габариты и углы перелома продольного профиля проезжей части и тротуаров, грузоподъемность, состояние ограждающих конструкций безопасности, состояние водного потока под сооружением, техническое состояние элементов конструкций мостовых сооружений и водопропускных труб, тоннелей и других искусственных сооружений на автомобильных дорогах, состояние и работоспособность водоотвода на сооружениях, а также состояние дорожных и навигационных знаков.

1.3.2. Следует обеспечивать соответствие габаритов приближения мостовых и других искусственных сооружений по ширине категории дороги, на которой они расположены, с учетом ширины полос движения и полос безопасности согласно требованиям СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы. Госстрой СССР, 1996 (см. табл. 1.7).

Когда фактический габарит на мостовых сооружениях не соответствует требованиям указанного СНиП, согласно ОДН 218.0.017-2003 перед сооружением устанавливают соответствующие дорожные знаки ограничения скорости движения в зависимости от интенсивности потока с учётом углов перелома продольного профиля согласно требованиям норм.

Перед эксплуатируемыми сооружениями, имеющими подмостовой габарит менее 5,0 м и 4,5 м (см. п. 1.1.7), устанавливают дорожные знаки ограничения высоты и устраивают перед сооружением на расстоянии 20-30 м габаритные ворота.

Таблица 1.7

Категория дороги

Общее число полос движения

Габарит

Ширина, м

полосы безопасности

проезжей части

I

8

Г-(17+С+17)

2 (Г-19)

2

15 ? 2

I

6

Г-(13.25+С+13.25)

2 (Г-15,25)

2,0

11,25 ? 2

I

4

Г-(9.5+С+9.5)

2 (Г-11,5)

2,0

7,5 ? 2

II

2

Г-11,5

2,0

7,5

III

2

Г-10

1,5

7,0

IV

2

Г-8*

1,0

6,0

V

1

Г-6,5**

1,0

4,5

V

1

Г-4,5

0,5

3,5

Примечание:

1. *Для деревянных мостов (кроме мостов из клееной древесины) — допускается применять габарит Г-7.

2. ** то же Г-6

3. В графе “Габарит” над чертой указаны габариты мостов при отсутствии ограждений на разделительной полосе, под чертой — при наличии ограждений или при разделительных пролётных строениях под каждое направление движения.

1.3.3. Необходимо, чтобы грузоподъемность искусственных сооружений соответствовала нормативным нагрузкам, принятым в действующих нормах на проектирование или проекту сооружения.

Согласно СНиП 2.05.03-84* необходимо обеспечивать соответствие грузоподъемности мостовых сооружений нормативным нагрузкам не ниже А11 и НК80 на дорогах всех категорий, кроме деревянных мостов на дорогах V категории, где допускается нагрузка А8 и НГ60.

Грузоподъемность мостовых сооружений, рассчитанных и построенных по ранее действовавшим нормам или имеющих дефекты, ее снижающие, устанавливается в классах нагрузки АК и НК по результатам их обследования и соответствующего перерасчета согласно нормативным документам. Перед такими сооружениями устанавливаются соответствующие дорожные знаки 3.11 «Ограничение массы» или знак 3.12 «Ограничение осевой нагрузки» для пропуска неконтролируемых нагрузок.

Величина “массы” или давления на ось указывается в паспорте или в карточке мостового сооружения по вычисленным значениям допустимых эталонных нагрузок.

1.3.4. Необходимо, чтобы мостовой переход или водопропускная труба обеспечивали пропуск водного потока с расчетной вероятностью превышения согласно СНиП 2.05.03-84*.

1.3.5. Рекомендуется, чтобы система водоотвода на искусственных сооружениях обеспечивала быстрый отвод дождевых вод с конструкций за счёт эффективной работы водоотводных трубок, лотков и соответствующих уклонов на горизонтальных поверхностях элементов сооружений. При этом поперечные и продольные уклоны покрытия проезжей части, а также уклоны горизонтальных поверхностей других элементов находились в пределах, рекомендуемых указанным СНиП.

1.3.6. При ремонте следует обеспечивать соответствие ограждений безопасности и перил на сооружениях требованиям ГОСТ по прочности, высоте и непрерывности.

Высота перил устанавливаются не менее 110 см. Высота ограждений безопасности для сооружений на магистральных дорогах принимается согласно указаний табл. 1.8. На дорогах Iб-III категорий высота барьерных ограждений принимается не менее 0,75 м, на IV-V категории на опасных по условиям движения участках — 0,75 м, прочих — 0,6 м.

Таблица 1.8

Условия движения на дороге *

Минимальные высоты ограждений, м

При наличии тротуаров и служебных проходов

При отсутствии тротуаров и служебных проходов

легкие

0,9

1,1

затрудненные

1,1

1,3

опасные

1,1

1,5

*Примечания:

1. К легким условиям движения относят: кривую в плане, радиусом не менее 2000 м, продольные уклоны на мостовых сооружениях и подходах не более 30%о , уровни загрузки не более 30%.

2. К затрудненным условиям относят: кривую в плане, радиусом от 1000 м до 2000 м и уровень загрузки дороги более 30%.

3. К опасным условиям движения относят: кривую в плане, радиусом менее 1000 м, уклоны более 30% и уровень загрузки более 50%.

1.3.7. Необходимо, чтобы тротуары на мостах и путепроводах обеспечивали безопасный пропуск пешеходов. Лестничные сходы выполняются шириной не менее 0,75 м и высотой ступенек не более 0,2 м, с перилами. Их устраивают на подходах к искусственным сооружениям с одной стороны насыпи на обоих концах мостового сооружения при насыпях высотой 4 м и более. Высота перил лестничных сходов принимается не менее 1,1 м.

1.3.8. Плавсредства паромных переправ и плавучие опоры наплавных мостов выполняют согласно нормативных документов, соответственно, речного или морского судоходства.

1.3.9. На мостах через судоходные реки навигационные знаки устанавливают согласно норм речного судоходства.

1.3.10. Необходимо, чтобы все конструкции искусственных сооружений имели прочность и деформативность согласно действующих СНиП 2.05.03-84*.

1.3.11. Тоннели длиной более 300 м следует комплектовать противопожарными средствами по согласованию с ГУПО МЧС России с учетом вероятности пожара и местных условий.

1.3.12. Необходимо, чтобы в период проведения ремонтных работ (в часы минимальной интенсивности движения) система вентиляции обеспечивала возможность удаления вредных веществ до уровня ПДК, а освещенность верха покрытия проезжей части тоннеля поддерживалась не менее 30 лк, перепад яркости на соседних участках тоннеля не превышал 1:3.

1.4. Основные положения по оценке состояния дорог

1.4.1. Работы по оценке состояния дорог и дорожных сооружений включают:

— ежедневные (или еженедельные) текущие осмотры;

— периодические (1 раз в месяц или квартал) осмотры;

— сезонные осмотры, выполняемые в начале каждого текущего сезона или в конце предыдущего;

— диагностику и оценку состояния дорог (исследования состояния).

Объемы выполняемых при осмотрах и диагностике работ определяются соответствующими нормативными документами, пособиями и рекомендациями.

1.4.2. Осмотры выполняют, как правило, визуально, используя при необходимости простейший мерный инструмент и портативные приборы. Диагностику выполняют с применением специального оборудования и передвижных лабораторий согласно действующих норм.

1.4.3. Результаты диагностики федеральных автомобильных дорог заносят в отраслевой автоматизированный банк дорожных данных, который в основном служит для анализа и прогнозирования его изменения, планирования ремонтных мероприятий, анализа результатов и оценки их эффективности.

1.4.4. Определение фактических геометрических параметров элементов земляного полотна в пределах полосы отвода, водоотводных сооружений, дорожной одежды выполняют согласно положений ОДН 218.0.006-2002. При определении толщины конструктивных слоев дорожных одежд, особенно покрытия, возможно использование георадаров.

1.4.5. Прочность нежестких дорожных одежд оценивается коэффициентом прочности Кпр, который определяется как отношение фактического модуля упругости к требуемому по условиям движения. Определение состояния проезжей части и фактического модуля упругости дороги осуществляют в соответствии с ОДН 218.0.006-2002 и ОДН 218.1.052-2002.

1.4.6. Оценку прочности дорожных одежд с цементобетонными покрытиями допускается осуществлять путем сопоставления фактических толщин покрытия с толщиной, устанавливаемой «Инструкцией по расчету жестких дорожных одежд» ВСН 197-91.

1.4.7. Данные о фактической интенсивности движения могут быть получены из материалов диагностики дорог или из отчетов по учету интенсивности движения. Вычисление перспективной интенсивности движения расчетного автомобиля и соответствующего ей требуемого модуля упругости дорожной конструкции осуществляют на основе анализа многолетних и многоразовых наблюдений, которые выполняются местными дорожными организациями.

1.4.8. Оценка состояния земляного полотна выполняется с составлением ведомости дефектов и смет по отдельным конструктивным элементам: обочинам, земляному полотну под проезжей частью, откосам, системе водоотвода. Основной объем обследований проводят визуально. Оценка состояния земляного полотна в пределах проезжей части и обочин может осуществляться также с помощью георадаров или взятием проб грунта согласно положений действующих документов.

1.4.9. При оценке состояния дорожных знаков проверяют их наличие в соответствии с утвержденным проектом организации движения, соответствие типоразмера, высоты установки, расстояния до края проезжей части, выявляют механические повреждения стоек и щитков, наличие повреждений и загрязнений световозвращающей пленки, влияющих на их восприятие водителями, проверяют отсутствие наклона стойки, прочность прикрепления щитка знака к стойке, соответствие окраски щитка и стойки, а также светотехнических параметров знака нормам.

1.4.10. При оценке состояние разметки проверяют правильность ее нанесения и соответствие проекту организации дорожного движения, ширину выделенных разметкой полос движения, ширину, длину и толщину нанесенных линий. Оценивают степень износа разметки по наличию световозвращающих свойств, в первую очередь, на наиболее опасных участках (пересечения дорог, участки с ограниченной видимостью, подъемы и спуски, пешеходные переходы, железнодорожные переезды и др.).

1.4.11. При оценке состояния дорожных ограждений проверяют их наличие и комплектность, высоту стоек и ровность установки в плане, надежность их установки и крепления всех элементов ограждений, соответствие окраски нормам, степень загрязнения и имеющиеся механические повреждения.

1.4.12. При оценке состояния элементов обустройства автомобильных дорог (остановки, автопавильоны, площадки отдыха, видовые площадки, стоянки автомобилей и др.) определяют соответствие их расположения и комплектности действующим нормам, выявляют дефекты, затрудняющие их эксплуатацию.

1.5. Оценка технического состояния искусственных сооружений

1.5.1. Работы по оценке технического состояния искусственных сооружений включают постоянный надзор, текущие и периодические осмотры, а также специальные осмотры (диагностику, обследования, исследования). Состав и характер работ по каждому виду осмотров назначают в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Постоянный надзор и текущие осмотры проводят мостовые (тоннельные) мастера, а периодические осмотры — комиссии, организуемые в установленном порядке. Специальные осмотры мостовых и других сооружений, а также опытных и технически сложных конструкций мостов и тоннелей выполняют специализированные мостоиспытательные организации, имеющие лицензии на проведение таких работ.

Комиссии организуются по приказу при дорожных управлениях, в состав которых включают представителей управления дорожной организации и эксплуатирующего подразделения, а также специалистов- мостовиков.

1.5.2. При текущих и периодических осмотрах устанавливают общее состояние сооружения и выявляют требующие устранения дефекты. В необходимых случаях выполняют контрольно-инструментальные измерения. Результаты текущего и периодического осмотров являются основанием для планирования ремонтных работ, назначения мероприятий по подготовке сооружений к пропуску ледохода и паводка, организации длительных наблюдений за развитием отдельных дефектов, временного ограничения движения, организации охраны сооружения и определения необходимости проведения специальных осмотров (обследований). Текущие осмотры должны выполняться в сроки, указанные в таблице 1.9.

Периодические осмотры сооружений проводятся, как правило, после прохода паводковых вод, а также после землетрясений силой более 5 баллов и других стихийных бедствий Такие осмотры выполняют также после ремонта конструкций. Тоннели осматривают весной, осенью и после землетрясений силой более 5 баллов.

1.5.3. При диагностике мостового сооружения проводится проверка его технического и физического состояния для решения задачи по режиму эксплуатации, прогнозированию его срока службы и ремонту. Результаты проверки оформляются в виде технического паспорта мостового сооружения и заносятся в банк данных мостовых сооружений, формируемый при Росавтодоре Минтранса РФ. Периодичность этих работ составляет 5 лет.

Таблица 1.9

Сооружения

Сроки текущих осмотров

Деревянные мосты, паромные переправы, наплавные мосты

1 раз в квартал

Железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы

1 раз в полугодие

Металлические мосты и мостовые конструкции (цельно-сварные, клепано-сварные с монтажными соединениями на высокопрочных болтах, усиленные сваркой и сталежелезобетонные) при:

положительных температурах

1 раз в полугодие

отрицательных до -20 ° С

1 раз в месяц

то же ниже -20 ° С

ежедневно

Тоннели

1 раз в месяц

1.5.4. С целью определения фактической грузоподъемности сооружения или надежности его отдельных элементов выполняют обследования, которые могут включать испытания сооружений.

Обследования проводят на стадии приемки сооружения в эксплуатацию (новых, после ремонта и реконструкции) и в плановом порядке:

— деревянные мосты и тоннели — 1 раз в 5 лет;

— металлические, железобетонные и каменные мостовые сооружения и водопропускные трубы — первый раз через 15 лет, а в последующем — на основании заключений по результатам диагностики, текущих и периодических осмотров.

Обследования проводят также перед ремонтом (реконструкцией) сооружения, до и после пропуска тяжеловесных транспортных средств, а также для изучения работы опытных конструкций и др. (мониторинг).

1.5.5. Сооружения, у которых выявлены в результате осмотров неисправности, не допускающие дальнейшую их эксплуатацию (т.е. требующие, исходя из условий безопасности полного запрещения движения транспортных средств или массового прохода пешеходов), следует считать аварийными. Неисправности, которые могут быть устранены в кратчайшие сроки ( в течение одной или двух недель), не должны служить основанием для признания сооружения аварийным.

1.5.6. Все основные характеристики сооружения и данные о его техническом состоянии отражаются в документации по техническому учету сооружения, а также в информационно-поисковой системе, являющейся автоматизированным банком данных об автодорожных мостах. Результаты специальных осмотров и испытаний оформляют актами и техническими отчетами.

1.5.7. На все эксплуатируемые искусственные сооружения необходимо хранить проектную, исполнительную и другую документацию даже в том случае, если сооружение реконструировано или заменено.

В техническую документацию включают исчерпывающую информацию о сооружении с соблюдением строгой последовательности изложения данных о его состоянии, всех изменениях и ремонте.
Справочный материал по теме: «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования«

Back to list

Related Posts